1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №19 (771) за 25.01.2001

ИКОНА -- ЭТО ЗОЛОТО НА НА ПИВЕ

Мы так и не узнаем имена авторов многих уникальных икон и старинных росписей. Они никогда не ставили автографы под своими работами -- ни в древности, ни сегодня. Хотя -- с иконописцами современных соборов запросто можно познакомиться и даже выведать некоторые их секреты.

Сергей Баяндин и Юрий Гузенко -- двое из двенадцати художников, расписывавших Михайловский Златоверхий -- приняли меня в своей мастерской на территории монастыря. Мастерская временная -- ребята уже семь лет не имеют постоянного пристанища. Где получают заказ, туда и перевозят все инструменты и приспособления.

-- Иконография -- целая наука. Прежде чем приступить к написанию новых икон, мы не один год потратили на восстановление старых, узнали многие тонкости древнего мастерства, -- рассказывает Юрий. -- Здесь нет места вольности. Писать нужно в строгих рамках канона: каждая линия, малейшая светотень имеет свою символику и свой смысл. В тоже время истинного мастерства достигают лишь те, кто в этих самых строгих рамках может выразить что-то новое, свое.

Для работы над иконами нужен особый душевный настрой. Испробовав много способов, художники поняли, что только чтение Библии приводит чувства в то состояние, когда можно начинать писание лика святого. Вот почему многие иконописцы -- верующие люди. Как и много веков назад, перед работой соблюдают пост.

-- Иначе нельзя -- сразу появится какая-то фальшь, -- рассказывает Сергей. -- Икона -- не картина, перед которой останавливаются только ценители. Она должна притягивать любого человека.

В старину новые иконы нередко писали поверх старых. Называли их "намоленными" -- считалось, что именно такие иконы имеют чудодейственную энергетику. Сегодня мастера изображают святых на новой древесине, но придерживаются старых правил иконографии.

Согласно древним рукописным "рецептам", из сухой липовой доски нужно вырезать основу для иконы определенной формы. Материал используют самый высококачественный (и дорогой -- один метр квадратный стоит $ 50). Потом доску покрывают раствором желатина, наклеивают холст, наносят левкас (отмытый мел) в 12--16 слоев, на высыхание каждого требуется от 40 минут до 48 часов.

-- Интересен процесс золочения икон, -- продолжает рассказ Юрий. -- Сусальное золото продается в книжечках по 25 тончайших листов, на одну икону в среднем требуется полкнижки. Золото клеят с помощью лака, вина, пива и даже чеснока, потом шлифуют агатом. Считается, что драгоценный металл хорошо "держит" силуэт святого и создает видимость иррационального пространства.

После всех приготовлений можно приступить к росписи. Но только в том случае, если все "отрепетировано" на картоне в разных вариантах и масштабах -- каждое движение руки художника должно быть отточено. Главное правило -- икона пишется раз и навсегда. Делаешь ошибку -- берешь новую доску и начинаешь все сначала. Кейм (краска, которой пишут современные иконы) высыхает за 5 минут, исправить погрешность за такое короткое время практически невозможно.

Раньше иконы писали яичной темперой. Нынешние художники могут лишь изредка позволить себе такую роскошь. Краска готовится самостоятельно, вручную, что требует определенных навыков и времени. Отделяется желток от белка, подкисляется уксусом, для вязкости -- немножко пива. К полученной массе добавляют пигмент. Его добывают из натуральных веществ -- растирают морских моллюсков, драгоценные или полудрагоценные камни. Такую краску нужно хранить в холодильнике и можно использовать всего нескольких дней, потом процесс приготовления повторяется.

По словам Сергея и Юрия, сейчас в Украине нет ни одной настоящей иконописной мастерской, хотя многие художники, занимающиеся сакральной живописью, готовы для этого даже постричься в монахи. Ребята тоже мечтают о собственной мастерской под крышей какого-нибудь монастыря. Но пока им приходится довольствоваться лишь небольшой комнатушкой, временно предоставленной монахами. Тусклое освещение, два пульмана, бесчисленное количество кисточек и красок, в углу две кровати, холодильник и электроплита -- здесь приходится и жить, и творить. Но бытовые условия -- все равно не главное. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в Михайловский собор и посмотреть на его убранство.