1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №19 (771) за 25.01.2001

РЫНОК "ТЕМНЫХ" НЕФТЕПРОДУКТОВ

Через предприятия с иностранными инвестициями в Украину попадало не менее 70% нефтепродуктов. Несколько лет работы на рынке приучили крупнооптовых операторов к немалому уровню рентабельности торговли бензином и дизтопливом. А с их уходом место заняли компании, которые научились пользоваться законодательством так, чтобы и закон не шибко нарушать, и от налогов уходить.

ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

"В 1998--99 годах даже при небольшой загрузке производственных мощностей отечественные заводы вынуждены были работать "на склад". Отечественные бензин и дизтопливо были неконкурентоспособны из-за демпингования предприятий с иностранными инвестициями", -- рассказывает гендиректор производственного объединения "Укрнефтехимпереработка" Николай Приймак.

К осени 2000-го ситуация опять стала походить на прошлогоднюю: "Нефтехимик Прикарпатья" и "Галичина" оказались не в состоянии конкурировать с импортом, "ЛУКойл-Одесский НПЗ" приноровился экспортировать большую часть продукции на Запад, Херсонский НПК не в состоянии загрузить мощности до 200 тыс. тонн, Лисичанский НПЗ и "Укртатнафта" работают на грани рентабельности, причем ЛиНОС спасают корпоративные цены на нефть, поставляемую его собственником -- "Тюменской нефтяной компанией", а "Укртатнафту" -- на украинскую.

Как заметил начальник департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Украины Александр Свердлов, отечественные НПЗ набирают силу, но государство должно обеспечить им нормальные условия работы.

СИТУАЦИЯ

Импорт дешевых нефтепродуктов с использованием схем уклонения от налогов подкреплялся стремлением правительства удержать внутренние цены. В результате "теневики" заняли более 30% рынка. По свидетельству торговцев, практически в каждой области ощущается их присутствие: в Луганской -- от 30 до 60% предложения, в Киевской и Николаевской -- 30%, в Харьковской и Крыму -- 40%, во Львовской и Одесской -- 5--10%.

Усилия по сохранению низких внутренних цен на фоне роста мировых привели к откровенно отрицательным моментам. Например, за год цена украинской нефти, поставляемой на отечественные заводы, выросла на 53%, а российской -- на 37%. За это же время дизтопливо вздорожало на 65%, а темпы увеличения цен на бензин уже значительно отстают от роста цен на сырье, из которого он производится: А-76 вырос на 26%, А-95 -- на 25%. Так что именно бензин является наиболее ходовым нефтепродуктом, при импорте и торговле которым используется уход от налогов и фальсификация товара.

Этот вывод подтверждают данные Гостаможни, налоговой полиции, лабораторий по сертификации нефтепродуктов и самих операторов рынка, уставших от теневого беспредела. Стремление сохранить платежеспособного покупателя путем искусственного занижения цен привело к тому, что спрос сократился из-за некачественных нефтепродуктов, которые заполонили отечественные АЗС. Специалисты станций техобслуживания подтверждают, что в этом году количество поломок двигателей, связанных с некачественным горючим, выросло на 25--55%.

Стоимость нефти и нефтепродуктов, $/т
 
 
Ноябрь 1999 г.
Май 2000 г.
Ноябрь 2000 г.
Нефть российская
128
185
175
Нефть украинская
98
152
150
Бензин А-76
306
314
386
Бензин А-95
341
385
427
ДТ
231
265
383

Источник: журнал "Энергобизнес"

ОБЪЕМЫ

Но все это -- лишь косвенные доказательства, прямые получить практически невозможно. Хотя, по данным трех крупных оптовых компаний из Киева, Луганска и Днепропетровска, ежедневно на рынок выбрасывается от 6 до 15 тыс. т "теневой" горючки. Таким образом, за год мимо госбюджета ее проплывает от 2,1 до 5,7 млн. тонн.

"К сожалению, сегодня существуют еще и "серые" поставки -- то есть, избежавшие налогов и не учтенные статистикой -- и контрабанда. Оценить их "вклад" на рынке трудно", -- констатирует начальник отдела рынка нефти и газа Минэкономики Светлана Нифонтова. Причем неизвестно, какой объем нефтепродуктов государство потребляет в день, месяц, год, поскольку Госкомстат охватывает только юридических потребителей. То есть, все владельцы частных автомобилей и микроавтобусов как бы и вовсе не заправляются. Можно говорить лишь об оценочных данных, исходя из числа авто, находящихся в частном пользовании, среднестатистического потребления и среднегодового пробега. В Госавтоинспекции зарегистрировано 16,5 млн. транспортных средств. Если вычесть из этого числа прицепы, сельхозтехнику и автомобили, стоящие "на приколе", останется не более 4,5 млн. штук. Отсюда выходит, что ежегодно на АЗС в баки заливается порядка 6 млн. тонн светлых нефтепродуктов.

СХЕМЫ

Основные схемы уклонения от налогов нам перечислили в одной из компаний-импортеров из Ивано-Франковской области. Самые распространенные даже нельзя назвать "черными". Первая: для искусственного снижения уплаты НДС и ставок акциза практикуется подмена документов. В результате под видом дизтоплива везут бензин. Подмену могут выявить только органы таможенного контроля, однако анализ из-за большой нагрузки на таможенные лаборатории проводится не всегда, чаще проверяется только соответствующая документация.

Вторая: при ввозе подакцизных нефтепродуктов импортер обязан уплатить на границе импортную пошлину, НДС, акцизный сбор и другие платежи. Но при растаможивании величина НДС определяется из указанной им стоимости, и понятно, ее часто стараются искусственно занизить. Кроме того, при каждой последующей операции с нефтепродуктами нужно дополнительно платить НДС, причем с учетом повышения стоимости партии продукта. Но, пропустив товар через так называемые "бабочки" (фирмы-однодневки), некоторым удается полностью уходить от этого налога. В результате до бюджета доходят только сильно заниженные суммы, "засвеченные" на границе.

По третьей схеме импортер, наоборот, может существенно завысить таможенную стоимость, оставив прибыль за границей, и осуществлять последующие операции по продаже нефтепродуктов, с каждым разом занижая их стоимость. По четвертой включается наработанная на табаке и алкоголе схема "утопления" транзита, когда цистерны направляются транзитом из России, допустим, в Венгрию или Словакию, а нефтепродукты "растворяются" "в степях Украины". Подобных схем насчитывается до 20.

ПОДДЕЛКА

На каждой стадии продвижения бензина к потребителю существуют ряд способов увеличить прибыль. Самый простой -- фальсификация или подмена высокооктановых бензинов низкооктановыми. Как показали многочисленные проверки, минимум 30% нефтепродуктов в розничной торговле -- некачественные. Например, на Харьковщине 28% всех поступлений в местный бюджет, полученных от нарушений в торговле, приходится на торговцев горючкой. Нелегко уйти от соблазна, если использование такого простого способа фальсификации бензина, как разбавление его газовым конденсатом, приносит на тонне в среднем $100.

Как считает начальник Харьковского управления по защите прав потребителей Леонид Щербина, такая лжепривлекательность привела к "перенасыщенности" автозаправочными станциями, назрела потребность перехода от их количества к качеству нефтепродуктов и обслуживания. У государства для этого есть такие инструменты, как лицензирование и строгий отбор участников рынка.

ЦЕНЫ

Светлана Нифонтова заметила: "Если все импортеры и производители будут платить все налоги, то просто не может быть таких цен, какие до того складывались". Надо заметить, НПЗ -- наиболее прозрачные для налогообложения звенья нефтерынка и то, что они не имеют возможности работать на полную мощность, бьет по бюджету. "Я считаю, что отечественным НПЗ надо оказывать всяческое содействие. В страну пришли крупные компании, которые могут их загрузить, и правительство должно создать условия, помогающие им закрепиться на рынке. Хватит подкармливать льготами импортеров: почему мы, вопреки мировой практике, должны защищать их права, а не производителей?", -- подытожил Николай Приймак. Только в прошлом году от неуплаты акциза при импорте бензина и дизтоплива предприятиями с иностранными инвестициями бюджет не досчитался более 300 млн. грн., за 10 месяцев 2000-го от неуплаты НДСа -- еще 800 млн.

Сама собой напрашивается риторика: если дешевая "горючка" невыгодна государству, не устраивает производителей, приносит проблемы трейдерам и от нее страдает потребитель, то кому же она все-таки выгодна?