1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №20 (772) за 26.01.2001

"ЕСЛИ БЫ НЕ СТАЛ АРТИСТОМ, БЫЛ БЫ ГЕНЕРАЛОМ"

У него внешность героя. И переиграл он много героев. Но, как показало время, Александр Голобородько оказался героем и в жизни. Ведь всегда быть порядочным и надежным человеком -- тоже немалый героизм. И за это ему иногда воздавалось...

...Хотя бы такими яркими персонажами, как Габриель в фильме "Последняя реликвия" или Ричард III, о котором восторженно шумела вся театральная пресса Советского Союза. А еще небольшими, но запоминающимися ролями в фильмах "Любимая женщина механика Гаврилова", "Цирк зажигает огни", "Инспектор уголовного розыска", "Царская охота". Он родился и вырос в индустриальном Днепродзержинске, с детства мечтал о самолетах и сцене. Работал в Симферополе, и, переехав в Москву в возрасте "под сорок", не "потерялся", а стал народным артистом России, лауреатом Государственной премии. У Александра Александровича единственная любимая жена и талантливая красавица-дочь.

-- Вы сразу поступили в театральный институт?

-- Мгновенно. Даже удивительно, потому что казалось, что я ничего не умею. Кстати, мама была против. Но сразу после выпускного вечера я сел на поезд и утром уже был на Крещатике, в институте. Захожу и встречаю Славу Сумского, отца двух очаровательных известных украинских актрис. А тогда он -- молодой, кудрявый, красивый, увидев меня -- худого юношу-подростка, сказал: "Что, приехал? Мы вчера закончили, теперь твоя очередь". Кстати, я был хорошим студентом, даже получал "персональную" стипендию. Это, между прочим, было больше, чем зарплата артиста.

-- Как после украинского курса вы попали в русский театр?

-- После окончания института меня звали в Запорожье, Николаев, да и в Киеве была возможность остаться. А в Симферопольский русский театр я поехал лишь потому, что, как хитрый украинский хлопец, сообразил, что в этом театре будет больше возможностей: я смогу играть и Чехова, и Шекспира, и многих других классиков. И не жалею, ведь при этом связь с Украиной и украинской культурой не утратил. А сыграл в Симферополе столько, сколько в Киеве наверняка бы не сыграл. Занимался там и режиссурой.

-- Но ведь, по большому счету, известность принесло вам кино?

-- В кино я стал сниматься, уже живя в Крыму. Первая роль была совершенно замечательная. С Женей Шерстобитовым мы учились в институте. Потом, когда он стал режиссером, приехал в Крым снимать фильм "Юнга со шхуны "Колумб" и пригласил меня на роль командира заставы вместо не приехавшего на съемки артиста. Предполагаемый актер, наверное, был ростом "метр с кепкой", так как рукава его костюма оказались куцыми. Я сидел в машине, пряча руки, чтобы казаться таким значительным командиром. Ну, сняли, а потом эти мои кадры не попали в фильм. (Я в Симферополе пришел на премьеру и так этой сцены и не дождался.) А потом Шерстобитов снова снимал в Крыму (Туманность Андромеды") и пригласил меня. Это и был мой кинодебют. Благодаря случаю я тут же попал на обложку "Советского экрана". Когда моя дочка много лет спустя посмотрела фильм, сказала: "Папа, а ты был парень ничего!" А она у меня актриса.

-- Кем же еще она могла бы стать в актерской семье?

-- Да, моя жена тоже актриса. С ней мы уже 37 лет. Еще в Симферополе сыграли комсомольскую свадьбу.

-- Почему у успешного, ведущего актера театра появилась мысль все начать сначала в театральной Мекке -- Москве? Вы чувствовали какую-то нереализованность или причина в другом?

-- Это, конечно, непросто. Ведь все-таки лучше быть первым парнем на деревне, (мы называли Симферополь "деревня Сим"), чем быть непонятно кем в длинном ряду. Я мог спокойно оставаться успешным провинциальным артистом. Меня это вполне устраивало и нисколько не смущало. Нам с женой было достаточно комфортно. Но вмешалась судьба. Я, наверное, фаталист. В Москве были гастроли нашего театра -- это был мой звездный час, я играл Ричарда III. Я даже шутил, что в этом спектакле я только некоторые сцены играю талантливо, а все остальное -- гениально, потому что мой Ричард был хорош собой, силен, чуть прихрамывал. Прием у московской публики был потрясающий: около 30 минут аплодисментов. Представляете? И на одном из спектаклей был Михаил Иванович Царев, народный артист и директор Малого театра. Он меня и пригласил. А чуть раньше пришло приглашение из Театра Моссовета. Когда я ему об этом сказал,следующим "ходом" Михаила Ивановича был вопрос: "А к какому числу вам приготовить квартиру?" Это, конечно же, все решило. Но переехали мы в Москву, совершенно не имея шкурных интересов. Я свою Светочку спрашиваю: "Ну, что?" А она отвечает: "Нам и здесь хорошо, но ради дочки надо ехать". Что говорить: мне было 38, ей 36. Поздновато начинать в Москве. Особенно сложно было жене -- она шла в театр, в котором всегда было много хороших актрис.

-- Вы,по сути, сыграли своеобразного национального героя Эстонии, романтического рыцаря Габриеля в "Последней реликвии".

-- Это чистое везение, конечно, но, наверное, это не случайно, потому что я был к этой роли профессионально подготовлен. Еще в институте стал мастером спорта по фехтованию, умел выразить любовь и уважение к женщине. Эстонцы до сих пор меня помнят, приглашали на 25-летие картины. Маленькая деталь: я там проходил не как русский, а как украинец. Я даже имел право им сказать: "Националисты проклятые!" А они мне: "От такого слышим". Когда вышел этот фильм, эстонцы выпустили аперитив "Аглицкий Гамлет"с Габриелем-Голобородько на этикетке. Вот такая реклама.

-- Вы играли много военных, начиная с командира американского эсминца и заканчивая Рокоссовским в "Битве за Москву".

-- Если бы я не был артистом, стал бы военным и, конечно, был бы уже генералом, а может быть, командовал бы всеми войсками. Я даже мечтал быть летчиком, но со зрением не сложилось. Между прочим, зрение здорово ухудшилось после озвучания документально-художественного фильма "Стратегия победы". Его делали около двух лет, и постоянная работа в студии заставила надеть очки. А на роль Рокоссовского я подходил даже внешне. Когда я спросил режиссера Юрия Озерова, как играть эту роль, он ответил вопросом: "Ты на коне ездишь?" -- "Естественно". -- "Значит, знаешь, что на коне нужно сидеть, подтянув спину, прижав локти и смотреть на всех сверху. Орел! И все. Это и есть Рокоссовский".

-- А Григорий Орлов в "Царской охоте" -- совсем другое время, "костюмная" роль и совсем другой в ней Голобородько.

-- С этой ролью у меня вообще связан особый период, когда мне, артисту Малого театра, предложили перейти в Театр Моссовета сразу на две замечательные роли -- Мити Карамазова и Алексея Орлова в пьесе Зорина. (Эту роль прежде играл великий артист Леонид Марков, который в то же время переходил в Малый театр: мы с ним как бы поменялись театрами.) Мне очень нравился спектакль: любовная тема, постановка Виктюка. Но играл поначалу неважно. Очень выручала Маргарита Терехова. Потом вошел в образ и сыграл эту роль около 400 раз.

И тут меня пригласили в Питер на кинороль брата Алексея Орлова -- Григория. Это какая-то судьба. Точно так же было и с Киевом. Для своего бенефиса к 60-летнему юбилею я выбрал "Белую гвардию" Михаила Булгакова. А когда мы привезли этот спектакль в Киев и имели потрясающий успех, меня как Мышлаевского записали в домовую книгу в домике Булгакова на Андреевском спуске. Как видите, я прописан в Киеве. И все мои друзья знают, что москвич-то я всего с 24-летним стажем, а вообще-то -- из Украины и все корни мои здесь.