1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №20 (772) за 26.01.2001

СТОЙ, "АВТОВАЗ", КУДА ПОЕХАЛ?..

Российский "АвтоВАЗ", намереваясь приобрести пакет акций Запорожского алюминиевого комбината, решает лишь собственные проблемы, забывая о нуждах предприятия.

Фонд государственного имущества Украины прекратил прием заявок от желающих купить 68% акций Запорожского алюминиевого комбината -- единственного в Украине производителя первичного алюминия. Не ошиблись те, кто предрекал серьезное внимание к проведению этого конкурса со стороны российских структур: из всего количества поданных заявок российских компаний было большинство. И в этом нет ничего плохого, если, бы не одно "но" -- среди потенциальных покупателей затесались и те, кого вряд ли хотелось бы видеть среди новых собственников ЗАлКа.

Речь идет об одном из крупнейших производителей автомобилей в России -- "АвтоВАЗе", в интересах которого подала заявку на участие в приватизации Запорожского алюминиевого структура с созвучным названием "АвтоВАЗ-Инвест". Ряд украинских политиков и экономистов в резко негативной форме высказались за возможность такого исхода конкурса. К этому их подтолкнули как самостоятельный анализ ситуации, так и доводы их коллег из России.

Давайте посмотрим и мы, что может потерять Украина, позволив приватизировать ЗАлК "АвтоВАЗу".

Во-первых, Запорожскому алюминиевому комбинату сейчас, как воздух, необходим грамотный, финансово состоятельный инвестор, способный вывести предприятие из финансовой ямы, вырытой нынешним руководством, провести модернизацию предприятия, наладить выпуск алюминия высокой степени переработки.

Может ли все это осуществить "АвтоВАЗ-Инвест", который в России зовут не иначе, как "двухсотдолларовой компанией", ведь его уставной фонд составляет всего 6,4 тыс. российских рублей? Предположим, что по каким-либо соображениям (о них -- ниже) "АвтоВАЗ" не смог самостоятельно подать заявку на конкурс, и поэтому в спешном порядке придумал примитивную схему участия при помощи "АвтоВАЗ-Инвеста". Тогда весь этот ворох проблем на ЗАлКе предстоит разгребать именно тольяттинцам. Но позвольте, ведь на "АвтоВАЗе" своих дел невпроворот: из различных источников, в том числе -- из российских СМИ, доподлинно известно, что нынешние финансово-экономические показатели "АвтоВАЗа" находятся в критическом состоянии. По оценке специалистов российского Министерства по налогам и сборам, компания неплатежеспособна, находится на грани банкротства и является крупнейшим государственным должником. Задолженность "АвтоВАЗа" перед российским бюджетом превышает 1,5 млрд. рублей, а вместе с пеней и штрафными санкциями -- около 3 млрд. рублей. На ее погашение направляется практически вся прибыль от реализации выпускаемой продукции. По сути, сейчас вопрос стоит об изъятии государством основного пакета акции "АвтоВАЗа" и перепродажи его более эффективному собственнику.

Не эти ли "неприятные мелочи" заставили ВАЗовцев прибегнуть к услугам посредника при пиватизации Запорожского алюминиевого комбината?

Ну да ладно, решили таким образом -- участвуйте. Но тут возникает следующий вопрос: каким образом предприятие-банкрот будет осуществлять модернизацию ЗАлКа? Учитывая груз долгов перед российским бюджетом, "АвтоВАЗ" даже гипотетически не может рассматриваться в качестве реального инвестора ЗАлКа. Заявления руководства компании о своей готовности осуществить серьезную реконструкцию комбината абсурдны, потому что у "АвтоВАЗа" просто нет денег. НЕТ! Даже та сумма, в которую они оценили техническое перевооружение ЗАлКа ($20 млн.), говорит не просто о слабости экономических позиций "Авто-ВАЗа". Это свидетельствует о непонимании проблем, присутствующих на ЗАлКе, и о нежелании серьезно заниматься их решением. И уж не стоит говорить о том, что у "АвтоВАЗа" нет ни специалистов, способных осуществлять грамотную политику на украинском предприятии, которое во многом является уникальным, ни, тем более, практического опыта в организации такого сложного в технологическом отношении производства, как алюминиевая отрасль. А она, как никакая иная, требует особенного подхода, называемого профессионализмом.

Но зачем же тогда ВАЗовцам Запорожье? Оказывается, все очень просто: руководство "АвтоВАЗа" надеется путем установления контроля над ЗАлКом решить собственные экономические проблемы. Каково, а? Государство -- в поисках эффективного собственника для привлекательного предприятия, и он -- тут как тут: готов помочь. Но потом, а сначала -- поможет сам себе. Каким образом? Пожалуйста, вот только один из возможных вариантов развития ситуации.

В настоящее время удержать акции "АвтоВАЗа" возможно, лишь предприняв кардинальные меры по снижению себестоимости выпускаемой продукции. В этой связи Запорожский алюминиевый рассматривается "Авто-ВАЗом" как источник дешевых алюминиевых сплавов. Только это необходимо сейчас автомобильному заводу, на выполнении только этой задачи и будет сосредоточено внимание нового собственника в ущерб иному производству комбината. И уж никто, поверьте, не будет смотреть тогда на изношенное оборудование, никто не будет заботиться о проведении модернизации предприятия, ввода в строй фольгопрокатного производства. И о долгах комбината никто не вспомнит. Будет делаться только одно: выжимание из ЗАлКа максимального объема производства алюминия. И получится из этого такой себе российский автомобильный придаток на территории Украины. Надо ли говорить, что через очень короткое время ЗАлКа, как предприятия, просто не станет.

Есть и еще один существенный момент. Знаете, на какие деньги был создан помощник "АвтоВАЗа" в приватизации ЗАлКа? На деньги Балашихинской преступной группировки. До последнего времени "АвтоВАЗ-Инвест" действовал под вывеской московского холдинга "Арлан" и известен как посредническое звено при поставках на "АвтоВАЗ" производимых ЗАлКом литейных сплавов. Конечно, в своей деятельности "братки" использовали весь арсенал получения максимальной выгоды, из которого уклонение от уплаты НДС в бюджет -- это маленькие цветочки, на которые просто уже никто не обращает внимания.

Поэтому не исключено, что присутствие "АвтоВАЗа" на ЗАлКе станет причиной для обострения криминогенной обстановки в Запорожском регионе. Руководящее звено и "АвтоВАЗ-Инвеста", и "АвтоВАЗа" в своей деятельности опирается на уголовные элементы. Российские сводки милицейской информации подтверждают, что наиболее тесные связи поддерживаются с преступными группировками чеченцев, которые полностью контролируют оптовую торговлю автомобилями на ВАЗе. Отслежены также каналы использования барышей от продажи автомобилей. Один из основных -- это финансирование вооруженного конфликта в Чечне. Сами понимаете, кто придет вслед за "АвтоВАЗом" в славный казацкий город.

И последнее. Весь тот"джентльменский набор" проблем, который неизменно притянет за собой "АвтоВАЗ" в случае победы в конкурсе, на сегодня не удается разрешить даже в России. Ну не может там власть справиться ни с реэкспортом "жигулей", ни с утаиванием валютной выручки от государства, ни, тем более, с взиманием всех налогов, с которых выплачиваются пенсии, пособия по безработице, зарплаты служащим. А в Украине и подавно. С русским-то напором, прямотой и бескомпромиссностью?! Еще и вспомнят о том, что иностранный инвестор, попросят помощи у мирового сообщества. И останется Украина "с носом": вроде бы и завод алюминиевый есть, дающий в идеале солидные отчисления, но и проходят они куда-то в сторону от государственного кармана.

Нужен ли нам такой инвестор? Да у нас самих таких -- хоть пруд пруди. И честнее, и побогаче, и умом побольше. Решать, конечно, конкурсной комиссии по приватизации Запорожского алюминиевого. Но не дай ей Бог ошибиться.

Олег НЕМЦОВ,
"Комсомольская правда в Украине"
за 22 ноября 2000 г.