1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №22 (774) за 29.01.2001

"Я НЕКРАСИВ, НО ЧЕРТОВСКИ ОБАЯТЕЛЕН"

У Леонида Ярмольника слава человека, которому повезло в жизни. Кино,театр,телевидение -- все, казалось бы, получается само собой. Но ситуация "хорошо, как в кино", к сожалению, бывает только в кино. Нам показалось, что это несомненно человек, который сделал себя сам, часто бросая в бой весь свой здоровый авантюризм и жизненную смелость, делая выводы из своих ошибок и желая, вопреки всему, быть лучшим. А госпожа Удача только присоединяется ко всему уже им сделанному, лишь поддерживая все новые его начинания.

Трудно сегодня сказать, кто же он - актер, продюсер, шоумен, телевизионщик или бизнесмен, открывший вместе с друзьями стоматологическую клинику "Дентал Арт".У него даже была роль "нового русского" в фильме "Операция "С новым годом", сыгранная Леонидом необыкновенно органично. Дозвониться к нему практически невозможно, только через его личного секретаря в личном офисе. День расписан не просто по минутам, а по секундам. Может, потому, что он шел к этому долго и трудно, в разговоре с ним чувствуется некоторое чрезмерное "уважение" к себе и своему положению. А, может, и не потому. Друзья его обожают, ведь он действительно замечательный друг и легкий на подъем человек. Его уютная подмосковная дача строилась именно для того, чтобы собирать друзей. И многие действительно не раз вспоминают и просторную бильярдную, в которой Ярмольнику нет равных, и бассейн в ухоженном, дизайнерски оформленном саду, и дружный лай симпатичных терьеров - черного и белого - Аполлона и Купидона. Здесь же почти постоянно живет жена Леонида - Оксана, художник-модельер, которая недавно напечатала воспоминания о своих непростых, очень личных отношениях с Владимиром Высоцким. А дочь Александра, заканчивая школу, живет в московской квартире Ярмольников и мечтает получить профессию искусствоведа. Умение и желание заниматься многим появилось у Леонида еще в детстве, когда увлечения менялись с калейдоскопической быстротой. Наиболее стойким был интерес к аккордеону, велосипеду и театру. А совсем неизменным был город Львов, где он прожил до вступления во взрослую жизнь.

"Я ЗНАЮ, ЧТО МОЯ СУДЬБА В ТЕАТРЕ НА ТАГАНКЕ ВООБЩЕ НЕ СЛОЖИЛАСЬ"

Аккордеон после окончания музыкальной школы ни разу в руки не брал. Хотя, может быть, не брал потому, что не научился на нем играть так, чтобы этим гордиться. Что касается велосипеда, то воспоминанием от него осталась моя немного измененная внешность. Я разбивался несколько раз, и кривизной своего носа я обязан велосипеду. Но сегодня он не является моей страстью. Я больше езжу на Мерседесе, как бы это пошло не прозвучало. Я убежденный "мерседесовец". Если занимаюсь спортом, то это либо погружение с аквалангом, либо горные лыжи или русский бильярд.У меня профессия такая, что не дает организму, даже без активного спорта, физически застаиваться.

Что вы такого "натворили" с Владимиром Этушем, своим педагогом по Щукинскому училищу, что он собирался из-за Ярмольника уходить с работы?

Владимир Абрамович действительно один из моих педагогов. Мы делали вместе выпускной спектакль "История одной любви" Тоболяка. Это был достаточно успешный спектакль и потом даже игрался на сцене Театра им.Вахтангова.А во время репетиций у нас с ним были конфликты.Потому что он по характеру очень властный человек.Нужно было делать только так, как он говорит, а мне хотелось еще чего-то другого.Это приносило не самое большое удовлетворение Владимиру Абрамовичу. Я, что называется, был трудным студентом, со своим мнением, поэтому он из-за меня поломал стул в зале и прекратил репетиции. Ректору Захаве сказал примерно следующее: "Или я, или Ярмольник!". Естественно, вопрос так не стоял -- кто был Этуш, и кто был я. Но прошло много лет, и мы это вспоминаем с удовольствием, потому что потом творческие конфликты обрастают какой-то ностальгией. Возможно, в спорах и есть суть творчества. Я много конфликтовал на съемочной площадке и в театре, но это всегда был творческий спор, всегда это заканчивалось только на пользу дела. Вот я недавно снимался, как я считаю, у самого лучшего кинорежиссера нашей страны -- Алексея Германа. И мы ссорились с ним, но на том уровне, что у нас что-то не получалось.

Вы сразу попали в театр на Таганке. Это что -- везение или предопределенность судьбы?

Мне трудно об этом рассуждать, потому что я даже не знаю, рад я тому или нет. Тогда мне казалось,что это невероятное везение.Ведь из всех театров в 1976 году, когда я заканчивал училище, этот театр был безоговорочно лучшим со всех точек зрения.От его спектаклей кровь не бурлила, а клокотала. Меня туда взяли сразу, после первого показа, в другие театры я даже не показывался. Но жизнь так устроена, что со временем все переосмысливается. Я знаю, что моя судьба в Театре на Таганке вообще не сложилась. Я там ничего дельного или существенного не сыграл. Но там я приобрел невероятный опыт жизни в театре. И мне кажется, что, несмотря ни на что, я не потерял время зря. Если бы я тогда попал в другой театр, например,Сатиры или Вахтангова, куда меня приглашали, может, моя театральная судьба сложилась бы ярче. Но тогда не было бы всего того, что пережито. В 83-м году я ушел из театра, как бы потеряв для себя театральную судьбу, хотя были попытки вернуться в какой-то другой театр, но не сложилось... Однако, может, именно это и подарило мне самостоятельность -- знаете, такое "одиночество толпы", как в "Мастере и Маргарите". Я всегда один. Со стороны это выглядит, что я достаточно независимый человек, и то дело, которое делаю, всегда вертится вокруг меня. Последние десять лет моей работы в кино, на телевидении -- прямое тому доказательство. Мне грех жаловаться, что что-то не получилось.

"В КИНО ВСЕГДА БЫЛИ ПРОБЫ, ВСЕГДА БЫЛИ КОНКУРЕНТЫ"

Но так было не всегда. Работая в театре, он все же страстно мечтал сыграть в кино. Он методично оббивал пороги киностудий, где в то время, в 70-е годы, бурлила жизнь. Но режиссеры его не видели в своих фильмах. И вот благодаря другу-однокашнику Александру Абдулову Леонид попал в фильм "Тот самый Мюнхгаузен". И постепенно пошло. В основном, роли были небольшие, предложения скромные, но он ни от чего не отказывался, все складывая, как он любит говорить, в свою копилку опыта. Что касается его кажущегося везения, то Ярмольника больше восьми лет не принимали в Союз кинематографистов, потому что он играл в основном отрицательных героев, да так убедительно, что у киноначальства шла непроизвольная ассоциация с самим исполнителем. В 90-е годы, не дожидаясь предложений, Леонид сам стал продюсировать фильмы, причем, во многих тупиковых ситуациях ему помогал актерский профессионализм. А за фильм "Московские каникулы" даже получил приз"Золотой овен" как лучший продюсер года. И на протяжении всех этих лет он пытается переломить ситуацию и доказать,что способен играть серьезные, глубокие роли. И, кажется, это скоро случится. Сейчас он снимается у Алексея Германа в главной роли в фильме "Трудно быть Богом".

Вы в свое время попали в удивительную группу фильма "Тот самый Мюнхгаузен". А есть какие-то особые приколы, связанные с этим фильмом?

Лично для нас с Олегом Янковским перешло одно слово.? Помните, в финале картины я "дурным" голосом кричу "папа". Вот это мерзкое "папа" в моем исполнении прошло через все годы. Мы иногда используем его в нашей жизни, когда кто-то несет чепуху или глупость, говорится "папа" -- и все понимают без комментариев. Вообще-то метких, ярких фраз из этого фильма, которые "ушли" в народ, очень много. В этом заслуга не столько нас, артистов, сколько Григория Горина, автора сценария. Это и "когда будем делать талию", или "это же совсем близко". Точно так же, как ушла в народ и фраза из фильма "Сыщик" -- "не рычи!", которая адресовалась моему герою.

"Сыщик" в год своего выхода в прокате занял шестое место, а вот в вашем послужном "киносписке" не по годам, а по ролям, какое место?

Если быть совершенно честным, то -- первое. Это начало жизни в кино. Я ведь пробовался туда на главную роль, но из-за своей своеобразной внешности мента я не сыграл. Тогда облик милиционера выглядел "голубоглазым", и потому эту положительную роль сыграл Андрей Ташков. А я сыграл самую отрицательную роль -- бандита Гнуса. Но, как ни странно, зрителю этот персонаж понравился.

Фильмы "Ищите женщину", "Две стрелы", "Человек с бульвара Капуцинов","Чокнутые" -- все это фильмы Аллы Суриковой с участием Леонида Ярмольника. Вы нашли друг друга по внутреннему компасу, или это его величество случай?

Я думаю, все проще. Это совпадение каких-то биоритмов, биотоков, и то, что мы называем родственными душами. Алла Сурикова -- это режиссер, с которым мы радуемся одним и тем же вещам, принимаем одни и те же ценности. Хотя могу честно сказать, ни в одну картину Аллы Суриковой я не утверждался без проб. Всегда были пробы, всегда были конкуренты, за исключением "Московских каникул".

Ну, это естественно. Ведь там вы были и продюсером. Сам себе начальник.

Там было изначально решено, что я буду играть главную роль. Согласитесь, что к тому времени я уже был достаточно состоявшийся артист и не вызывал особых сомнений ни у Аллы, ни у автора сценария -- покойного Эмиля Брагинского.

У одного из ваших последних фильмов такое многозначительное название -- "Перекресток".

Я каждый день на перекрестке. Вот даже с вами сейчас во время интервью. Потому что вы задаете вопрос, а я как-то должен на него ответить. А искренний и прямой ответ -- это не всегда правильный. Поэтому каждый раз нужно решать, каждый раз человек на перекрестке, начиная с того, что съесть, с кем быть, что делать. Это перекресток: сниматься - не сниматься, ночевать - не ночевать...

"ТЕЛЕВИДЕНИЕ -- АБСОЛЮТНО РАСХОЖАЯ ВЕЩЬ"

Если быть справедливым, то именно телевидение обратило наше внимание на актера Леонида Ярмольника. В популярной телепередаче 70-х годов "Вокруг смеха" в его исполнении был очень смешной, запоминающийся номер "Цыпленок табака". А по-настоящему телевидение ввошло в жизнь Леонида Ярмольника, когда для него наступил период актерской безработицы и безденежья. Он подключил все свои способности. Наверное, тогда-то и проснулись его организаторские таланты, предпринимательская жилка. Влад Листьев пригласил его сделать на телевидении свою программу. Как никогда тяжело Леониду давалось согласие на эту нишу в жизни. Ведь не секрет, что у актеров было несколько предубежденное отношение к телевидению, как к своеобразной халтуре. Но решился, и это тоже увлекло. Телешоумен Леонид Ярмольник, со своей фирменной иронической манерой, поменял уже несколько телепроектов, и сегодня в новых поисках.

Я вообще считаю, что телевидение -- абсолютно расхожая вещь. Не нужно телевидение нагружать мыслью, что это суперискусство. Нельзя его ставить на одну планку, например, с кино. Телевидение, скорее, видеогазета. Сегодня посмотрел -- скомкал и выбросил. Поэтому на телевидении позволительно, чтобы программы получались -- не получались. Сегодня лучше, завтра хуже. Чего нельзя позволить в кино. Поэтому к телевидению я соответственно и отношусь. Своими телевизионными программами я никому ничего не хочу сказать, я лишь желаю отвлечь и развлечь. Я изначально не могу создать программу скучную, тусклую, неинтересную. А вообще придумывать новые программы -- это очень сложно. Недаром во всем мире так ценятся люди с идеями. Не знаю, как у вас, а у нас телевидение больше запрограммировано на рассказ о недостатках, чужих трагедиях. Я считаю, что не нужно так акцентировать негативную информацию. Не рыться в том, что не получается, не бередить раны. Ведь в нашей несчастной стране очень много удач, много талантливых людей, на которых бы я и обращал внимание, и из этого делал культ. В этом и есть завтрашний день. Пытаюсь так делать - иногда получается.