1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №23 (775) за 30.01.2001

ОНИ ЖИЛИ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО

... но Его, к сожалению, уже нет. Седьмой год нет с нами Сергея Федоровича Бондарчука, седьмой год находит утешение в детях и внуках его жена -- Ирина Константиновна Скобцева. Их семейное счастье было вовсе не из легких -- Сергей Федорович был непростым человеком, да и встретились они не в ранней молодости. Но браки свершаются на небесах...

ОН

Сергей Бондарчук родился 29 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской области в семье председателя колхоза Федора Петровича Бондарчука и учетчицы того же колхоза Татьяны Васильевны. Но детство провел в Таганроге и Ейске -- через несколько лет после рождения сына семья начала переезжать в поисках работы. Зная, как важно иметь в руках "настоящую профессию", отец посоветовал Сергею после окончания школы идти в инженеры. Однако Бондарчук-младший уже в те годы отличался упрямым характером и "солидную профессию" иметь не пожелал: "В артисты хочу пойти, батя". Случился конфликт, после которого отец и сын долго не разговаривали.

Наконец, Федор Петрович сдался и дал сыну "отмашку" на поступление в театральный, напутствовав его странной фразой: "Будь артистом, а не комедиантом". Что имел в виду бывший председатель колхоза, коммунист-двадцатипятитысячник -- сказать трудно, но так или иначе Сергей вместе с другом отправились в Москву. Друзья подали документы в театральное училище при Театре Революции. Однако в последний момент идти на экзамены почему-то испугались, забрали документы и поехали в ... Ростов-на-Дону. Вот там-то после долгих уговоров администрации (экзамены закончились) он и был принят в театральное училище при местном драмтеатре.

В 41-м Сергей Бондарчук, успевший к тому времени закончить училище и даже переигать массу героических ролей, был призван на фронт. Достойно прошел всю войну и демобилизовался только в январе 46-го. Представьте себе героя-фронтовика с внешностью красавца, успевшего еще до войны получить профессиональное театральное образование. Мог ли он быть не принят во ВГИК? Правильно, был принят -- и сразу на третий курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой.

На курсе у Герасимова Бондарчук считался самым "взрослым" и "зрелым" студентом. Ничего удивительного нет в том, что в "Молодую гвардию" на роль старшего товарища молодогвардейцев, коммуниста Валько, был приглашен именно серьезный Сергей. Во время съемок Бондарчук женится на своей однокурснице -- 20-летней Инне Макаровой. (Следует сказать, что это был не первый брак артиста -- до войны он был очень "коротко" и, видимо, неудачно женат на своей землячке). В 50-м у супругов родилась дочь Наташа, которая впоследствии стала известной актрисой и режиссером -- зрители знают Наталью Бондарчук по ролям в фильмах "У озера", "Ты и я", "Солярис", "Красное и черное", "Звезда пленительного счастья" и др.

ОНА

Ирина Скобцева родилась в Туле (в 1927 году) и, по собственному признанию, воспитывалась в семье далекой от искусства -- родители были научными работниками. После переезда в Москву семья жила долго в коммуналке, двухкомнатную квартиру получили только после войны. Но Ира была единственной дочерью и ей старались дать все, что было возможно в послевоенные годы.

Об актерской профессии она и не помышляла, училась в университете, избрав себе очень серьезную и престижную в то время профессию искусствоведа. Курсовую писала по Тинторетто, мечтала поехать заграницу и увидеть "эту красоту" собственными глазами.

К тому времени, как Бондарчук и Скобцева познакомились, у первого было за плечами 8 лет внешне благополучного брака, а Ирина успела выйти замуж за студента МГУ, красавца Алексея Аджубея. Того самого Аджубея, который впоследствии стал зятем Никиты Хрущева. В 1952 году молодожены вместе поступили в школу-студию МХАТ, но вскоре последовал развод. После этого Аджубей студию покинул, а Ирина осталась и продолжала учебу на одном курсе с Игорем Квашой, Галиной Волчек и Леонидом Броневым.

Но, как уже говорилось, настоящие браки свершаются на небесах -- судьба неумолимо влечет и своих любимцев, и неудачников туда, куда считает нужным. И Джокер свой у нее имеется -- господин Случай. Этот-то господин и свел однажды Ирину и Сергея. Бондарчук к тому времени был довольно успешен: как актер снялся в нашумевшем фильмах "Тарас Шевченко" (Сталинская премия и звание заслуженного, а затем и народного артиста СССР), "Адмирал Ушаков", "Попрыгунья".

Вопреки расхожим легендам, познакомились они вовсе не на съемках "Отелло". Однажды Сергей Федорович забрел на выставку в Доме творчества художников и остолбенел перед портретом прекрасной незнакомки. Затем едва не лишился дара речи -- рядом с портретом стоял оригинал. Собственной персоной. Так он увидел ЕЕ, но роман начался значительно позже.

"СПЕРВА ЗАДУШИЛ, А ПОТОМ ЖЕНИЛСЯ"

В 1954 году известный режиссер Сергей Юткевич задумал снимать "Отелло". Скобцеву увидел его ассистент, и первоначально она была приглашена на эпизодическую роль Бьянки. Впоследствии Юткевич передумал и сделал красавицу-студентку Дездемоной. На съемках начался бурный роман Бондарчука и молодой актрисы. Когда Сергей Федорович звонил домой Скобцевым, бабушка звала ее к телефону: "Иди, тебе какой-то Бондарчук звонит".

Роман вызвал возмущение коллег и чиновников, пару вызывали даже в ЦК, пытаясь отговорить от "скандальной связи". Причиной "репрессий" был, конечно же, тот факт, что Бондарчук был женат. Правда, сама Инна Макарова утверждает, что инициатором развода была именно она: "Разошлись без скандалов, криков и неприязни друг к другу. Сказки о брошенной и несчастной жене -- не мой случай. Я воспитала дочь, вторично вышла замуж за известного нейрохирурга Перельмана, да и карьера моя удалась".

Бондарчук был счастлив от того, что он, наконец, может жить с любимой женщиной. Свадьба состоялась сразу после съемок "Отелло", и артист шутил: "Сперва задушил, а потом женился". Мама Ирины, Юлия Николаевна, вспоминает: "Они были удивительной парой, всюду ходили, взявшись за руки. Когда Сергей Федорович куда-нибудь собирался, он торопил Ирину: "За ручку, пошли". Мы часто над ними подтрунивали и называли их "за ручку". Подруга семьи актриса Алла Ларионова рассказывает, с какой любовью Ира обустраивала дом: "Бондарчуки тогда первыми купили модный проигрыватель, огромный ящик для пластинок. Вместе с Ирой мы покупали шторы, радовались каждой мелочи. Она старалась создать ему все условия. Помню, сидели мы у них как-то в гостях, и вдруг Сергей говорит: "Ира, я хочу рыбы". Она тут же вскакивает, одевается и бежит покупать рыбу".

Сама Скобцева потом не раз утверждала, что встречу и все, что происходило позже, иначе, чем судьбой не назовешь: "Мы прошли разные испытания, прежде, чем пожениться. Жили мы у нас. Наш дом -- это обычный московский хлебосольный дом, двери открыты для всех, всегда пеклись пироги. Бондарчук много работал дома -- писал сценарии. В период "Судьбы человека" все ему помогали -- кто-то резал, кто-то клеил, а кто-то еду готовил на всю честную компанию. Мама день и ночь печатала. "Судьбу человека" Сережа снял в очень короткий срок -- за 74 дня".

КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ

Действительно, с "Судьбы человека" начался режиссерский взлет Бондарчука -- дебют собрал огромное количество призов по всему миру. Английские критики писали: "Если вы хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, -- посмотрите этот фильм". А в 1960 году у него появилась возможность осуществить давнюю мечту -- снять киноэпопею по роману Толстого "Война и мир". К этим съемкам Бондарчук готовился несколько лет, буквально каждый эпизод был расписан на бумаге, приглашены лучшие историки-консультанты. И все-таки работа шла тяжело и долго с 62-го по 67-й год. За это время у Бондарчуков родилось двое детей -- Федор и Алена. Внутри страны далеко не все восприняли картину однозначно -- Бондарчука упрекали в опереточности и дурном вкусе. Но за пределами СССР фильм имел огромный успех и в 1968 году был удостоен "Оскара". Бондарчука пригласили в Италию -- на съемки фильма "Ватерлоо". В Риме и его, и Скобцеву встретили по высшему разряду -- апартаменты, обслуга, суперпрограмма развлечений и экскурсий.

Во время съемок "Ватерлоо" Сергей Бондарчук попал в больницу в результате клинической смерти -- отказало сердце. Но съемки он не прекратил и довел работу до конца. "Ватерлоо" произвел такое грандиозное впечатление на тогдашнего министра обороны Гречко, что Бондарчук вскорости получил право на еще одну масштабную постановку -- картину "Они сражались за Родину". Ее показ стал настоящим триумфом, так же как и роли в фильмах "Отец Сергий" Игоря Таланкина и "Овод" Николая Мащенко. Близилась перестройка...

"СЫГРАЛО СТАДНОЕ ЧУВСТВО"

В мае 1986 года прошел V съезд кинематографистов СССР, на котором Сергея Бондарчука -- режиссера с мировым именем, обладателя "Оскара" вывели из состава секретариата Правления Союза, не пригласили на съезд и всячески "крыли" с трибуны. Сергей Соловьев (а именно ему и Элему Климову приписывают самую большую активность по части обличения), с которым автору этого материала довелось общаться этим летом на телефестивале в Ялте, сегодня утверждает, что, наоборот, защищал Бондарчука в тот страшный час. Стенограмма съезда показывает другое: открыто защитил Мастера только Никита Михалков. Именно он вышел на съездовскую трибуну и сказал следующее: "Можно по-разному относиться к фильмам и личности Сергея Бондарчука -- это дело индивидуальное. Но неизбрание делегатом съезда того, кто сделал "Судьбу человека", "Войну и мир", "Они сражались за Родину" и уже только этими фильмами вошедшего в историю отечественной культуры, -- есть ребячество, дискредитирующее все искренние, благие порывы оздоровить унылую, формальную атмосферу, царящую в нашем Союзе".

После этого съезда на режиссера, казалось, обрушились все несчастья. Было забыто и то, что перечислял Михалков, и блестящая преподавательская деятельность, и создание кинообъединения для молодежи "Дебют". Пресса и коллеги начали топтать Бондарчука при каждом удобном случае. "Сыграло стадное чувство" -- скажет потом с горечью Ирина Константиновна. Ученица Бондарчука Людмила Савельева рассказывает об этих днях: "Казалось бы, такой человек не должен обращать внимания на мелкие укусы, но он страшно страдал. Я только в те дни поняла, насколько ему больно".

Но сдаваться он не хотел. В январе 1990 года в Риме был подписан контракт с компанией "Интернационал синема компани", а через полтора года начались съемки "Тихого Дона" с англичанином Рупертом Эверетом и француженкой Дельфин Форест в главных ролях. Таково было требование заказчика. На некоторые роли были приглашены и русские артисты -- Борис Щербаков, Владимир Гостюхин, Ирина Скобцева, Наталья Андрейченко. Однако перед озвучкой картины произошел скандал: итальянцы перемонтировали фильм на свой лад, напомнив режиссеру, что хотели видеть боевик, а не трагедию. Окончательный вариант картины он так и не увидел. Это был второй сильный удар по здоровью Сергея Федоровича и 20 сентября 94-го года он скончался от сердечного приступа.

"МОЯ ЖИЗНЬ ТЕПЕРЬ И ТОГДА ПРИНАДЛЕЖИТ БОНДАРЧУКУ"

...сказала она через год после смерти мужа в интервью журналу "Огонек". Сегодня Ирина Константиновна живет с мамой, с удовольствием воспитывает внуков -- Костю и Сережу. Сын, Федор Бондарчук, известный клипмейкер, режиссер нашумевшего фильма "Мама". Недавно объявил о подготовке нового проекта -- съемках римейка картины "Судьба человека". Дочь Алена закончила школу-студию МХАТ, актриса.

Скобцевой и сегодня больно говорить о том, что Сергея Федоровича больше нет -- она принадлежит к тому типу женщин, которые отдаются мужчине без остатка. "Ее превосходные качества и таланты перечислять можно до бесконечности, -- сказала о ней как-то Наталья Андрейченко. -- Но у нее был еще один редкостный талант -- быть женой великого человека, жертвовать собой ради того, кого любишь. Всегда."