1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №28 (780) за 05.02.2001

БЕЗ ПРЕЗЕРВАТИВА МОСТ НЕ ПОСТРОИШЬ

В старину при испытании нового моста под него садили конструктора или начальника строительства, а на само сооружение загоняли телеги с камнями и песком. Понятное дело, мастер выкладывался на все сто, чтобы не страшно было сидеть под мостом.

Сегодня в Киеве приблизительно 600 тысяч автомобилей плюс 100 тысяч транзитных ежедневно. Половину -- 350 тысяч -- пропускают через себя мосты. Больше не могут, технические данные не позволяют. А количество транспорта в городе растет с каждым днем...

В Киеве 42 моста и 100 путепроводов. Многие из них требуют тщательного исследования и, конечно же, ремонта. Как рассказали нам в "Киевгоргидродормосте", в столице сейчас разрабатывается комплексная программа реконструкции и расширения мостов и путепроводов, в этом году на исследование и ремонт планируется потратить 9 млн. 653 тыс. грн. На Новоконстантиновском путепроводе, например, уже начаты ремонтные работы, которые обойдутся городу в 2,7 млн. грн. Реконструкция моста возле железнодорожной станции Киев-Волынский, запланированная на этот год, потянет на 1,5 млн. грн. Путепровод возле кинотеатра "Лейпциг" -- на 450 тыс. грн. Ремонт моста метро -- на 1 млн. грн. Список требующих ремонта можно продолжать, но ведь нужно изыскать деньги и на новые сооружения.

Необходимость для города №1 -- Подольский мост. Идея его строительства витает в кабинетах проектировщиков уже лет двадцать. В 1993 году проект был готов, прошел все экспертизы. Мост рассчитан и на метрополитен, и на автотранспорт, но его не строят -- нужно $300 млн. По проекту, мост должен начинаться у нынешней станции метро "Тараса Шевченко", проходить через Рыбальский и Труханов острова, Десенку, Русановские сады и выходить на Левом берегу в районе озера Радужного. Линия метро при этом поворачивает налево -- на Троещину. Протяженность -- 7 км. Обещают, что мост появится к 2010 году, а к 2020 году -- еще два, севернее и южнее Киева. Предполагается, что северный мост начнется в устье Десны и выйдет чуть ли не к Вышгороду. Южный пройдет от Конча Заспы, возле Бортничей к Бориспольской трассе. Эти мосты обойдутся городу намного дороже, чем Подольский -- они значительно длиннее: Северный -- около 13 км, Южный -- около 12 км.

Очевидно, город найдет необходимые средства, как это уже однажды случилось -- после Великой Отечественной в Киеве не осталось ни одного моста, а все, которые есть сегодня, были построены за последние полвека.

...Чтобы восстановить мост Патона, строителям пришлось намывать из песка островки и на них устанавливать так называемые кессоны (железные или железобетонные камеры для создания под водой свободного от нее пространства). Прежде чем возвести новые опоры, нужно было добраться к остаткам довоенного моста и раздробить их взрывами. Делать это было опасно -- кессоны могло разорвать. Поэтому бурили скважины диаметром 30 мм, вкладывали в них заряды и взрывали. Потом выбирали остатки старого бетона и опускали кессон глубже. Тогда и столкнулись строители с нешуточной проблемой -- взрывчатку надо было уберечь от воды, а полиэтиленовых пакетов в 1948 году еще не было. Кому-то из смекалистых мастеров пришла в голову идея использовать в качестве изоляции... презервативы. Попробовали -- не промокает! Решили и дальше применять "резинки", хоть они и были в то время огромным дефицитом. Заказали необходимое количество на киевской базе трофейного имущества. С оплатой счета насмеялись вдоволь -- тогда управляющими и кассирами в банках были одни женщины, которые, услышав, что мужикам нужно пять тысяч (!) презервативов, просто выгоняли их. После долгих мытарств счета таки оплатили. В 1953 году по мосту уже проехали первые машины...

Вскоре от кессонного метода отказались. Три больших моста через Днепр возводились уже на основе буровых свай: в 1965 году -- мост метро, в 1976-м -- Московский, в 1990-м -- Южный. Кстати, когда строили мост метро, планировалось, что по нему будут ездить только поезда метрополитена. Потом городские власти выбили в Москве разрешение на проезды и для автотранспорта. Что интересно -- при строительстве одной из опор этого сооружения тоже использовали взрывчатку, правда, она не взорвалась. Так и осталась в опоре, замоченная водой.