1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №30 (782) за 07.02.2001

ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС

Многие до сих пор не могут прийти в себя. Одни стараются припомнить детали, другие -- забыть как страшный сон. "Не дай Бог вот так сразу увидеть смерть стольких близких людей", -- так начинали свой рассказ те, кто остался жив после крушения теплохода "Память Меркурия".

Кошмар начался во время ужина. Теплоход дал резкий крен вправо. Попытки выровнять его ни к чему не привели. Кто-то крикнул, что надо сбросить балласт. Но не успели -- судно стало тонуть. Люди оставляли все -- валюту, золото, мобильные телефоны, документы -- и прыгали в воду, температура которой была семь градусов.

УСНУТЬ -- ЗНАЧИТ ЗАМЕРЗНУТЬ И УМЕРЕТЬ

-- Я отдыхал в каюте, когда через открытый иллюминатор хлынула вода, -- на затонувшем теплоходе 38-летний Алексей Волков прослужил матросом три года. -- Выбежал на палубу. Теплоход все больше кренился вправо. Бросился к шлюпкам: хотел спустить их на воду. Но было уже поздно. Вдруг сзади услышал вой. Оглянулся -- совсем молоденький матрос схватился за голову и валится на колени. "Что ты, -- пытался успокоить его. -- Мы все будем жить. Держись". Через секунду мы уже плыли к плоту... Места на нем не было, люди сидели и лежали друг на друге. Всего двадцать три человека.

-- Плоты и продовольственный запас на них рассчитаны так, чтобы десять человек могли продержаться трое суток, -- объясняет третий механик Вячеслав Сыроваткин, который оказался на этом плоту. -- Мы же разделили еду и воду, чтобы хватило как минимум на неделю. "Паек" выдавали в основном на ночь, когда покидают силы и хочется спать. Это самое страшное. Уснуть -- значит замерзнуть и умереть, поэтому постоянно разговаривали -- несли полную чушь. Если кто-то начинал ныть, мол, никто нас не спасет, окриком заставляли замолчать, посылали матом. Никто не обижался, все понимали, что это не со зла. Извините, но приходилось ходить под себя, больше некуда. Это ненадолго согревало...

-- На плоту нас, женщин, было четверо, -- 38-летняя Елена Приколаб, бортпроводница, на теплоходе второй год. -- Никаких поблажек и привилегий у нас не было -- все на равных. Говорят, в такие минуты перед глазами проплывает вся жизнь... Не знаю, я думала о том, что нас кто-то ищет и надо немного продержаться. На берегу меня ждала мама. Кто-то позвонил ей и сказал, что все члены экипажа погибли. По-моему, она пережила еще более страшное, чем я.

-- После первой ночи мы стали подумывать даже о том, чтобы выбросить за борт запасы продовольствия, слава Богу до этого не дошло, -- Виктор Корж, студент-первокурсник Босфорского университета. Вместе с друзьями-студентами ехал домой на каникулы. Их было семеро, трое погибли.-- Когда рассвело, увидели неподалеку пустой плот -- он, как и тот, на котором мы были, автоматически надулся на воде, когда судно пошло ко дну, но волны сразу унесли его очень далеко. Семь часов пришлось грести, прежде чем его удалось догнать. Мы были рады, что успели до сумерек. Одиннадцать человек тут же перебрались на него, двенадцать остались. К сожалению, один мой ровесник, тоже студент, незадолго до этого умер от переохлаждения. Мы надели на тело спасательный жилет и привязали к плоту, но тут же пришлось отвязать -- он тормозил движение.

"МЫ КЛАЛИ ТРУПЫ НА КРАЙ И ОТВОРАЧИВАЛИСЬ"

-- Когда плыли к пустому плоту, увидели перевернутую шлюпку, -- вспоминает Алексей Волков. -- Она возвышалась над водой всего на несколько сантиметров. На площади примерно метр на метр каким-то чудом разместились девять человек! У нас хоть мало, но все же были вода и еда. У них ничего! Вот тогда я впервые испугался и растерялся -- они раздетые в холодной воде, а мы не можем им помочь. Когда расселись по плотам, хотели плыть за ними, но было темно и мы их просто потеряли из виду. Не давала покоя мысль: как ребята на шлюпке? Мы их было уже похоронили...

-- Я до сих пор не верю, что продержался на этой шлюпке два дня и три ночи. Наверное, мне очень хотелось жить -- дома ждали жена и двое детей, -- у 34-летнего моториста Владимира Чепурного задрожал голос. -- Когда я взобрался на нее, начал доставать тех, кто барахтался в воде. Так нас набралось девять человек. В первую ночь двое замерзли, во вторую -- еще двое. Мы клали трупы на край и отворачивались... Вода их тут же смывала... Самой тяжелой была третья ночь. Поднялся ветер, пошел снег, двое просто соскользнули в воду. Это случилось почти в тот момент, когда уже были видны огни плывущего к нам теплохода...

-- Мое счастье, что я успел одеть куртку, иначе не знаю, выжил бы. К сожалению, потерял обувь и все это время был в носках. Теперь вот -- обморожение ног, -- студент Аметхам Тынчеров тоже был на этой шлюпке. -- Не знаю почему, но за все это время мне ни разу не захотелось есть. Мрачные мысли гнал прочь -- очень хотелось попасть домой. Я ехал на каникулы. Хорошо, что маму о своем приезде не предупреждал заранее. Обо всем она узнала, уже когда я был на берегу.

МЫСЛЬ О ДЕТЯХ ПОМОГАЛА НЕ СОЙТИ С УМА

-- Кроме шлюпки и двух плотов, о которых рассказывают ребята, был еще один, где единственной оставшейся в живых женщиной была я, -- Татьяна Грыжунова успела проработать на судне буфетчицей всего четыре месяца. -- Когда я доплыла к нему, меня сразу не взяли. Пришлось какое-то время плавать вокруг. Творилось что-то страшное. Одни взбирались на крышу плота, другие, те, кто был внутри, кричали, что им нечем дышать, и тоже перебирались наверх. В итоге четырнадцать человек -- среди нас был и капитан судна -- оказались не в плоту, как положено, а на его крыше. Под нашим весом она прогнулась, и нас стали захлестывать ледяные волны. Так и сидели мы в воде, пока некоторые не стали умирать от холода. Когда было уже пять трупов, мы все же сообразили перебраться внутрь. Сначала опустили туда мертвых, а сами сели на них. Наутро умерли еще трое... Что говорить, было жутко. Особенно ночью, когда в темноте прикасаешься к окоченевшим телам... Не сойти с ума помогала мысль о детях. У меня два сына -- Саше тринадцать лет, Алеше вот только исполнилось шестнадцать. С мужем я давно в разводе, на кого их оставлю? Ради детей в море пошла. Теперь -- безработная. Вот поправлюсь и снова пойду искать место на теплоходе...

P.S.Ребята долго думали, какой же день считать своим вторым днем рождения: тот, когда оказались на плотах, или когда их подобрали спасательные суда? Решили, что второй. Теперь каждый год, 28 января, они будут собираться вместе.



КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

-- Все больные поступили к нам с переохлаждением тела, -- комментирует главный врач 1-й горбольницы Севастополя Наталья Беленко. -- Практически у всех дерматит, вызванный долгим пребыванием в воде. У многих пневмония, у некоторых обморожение конечностей. С первого дня пребывания в больнице всем дают седативные препараты, то есть нормализующие работу нервной системы. Это необходимо, так как поступили они к нам в состоянии сильного перевозбуждения от того, что остались живы после такой передряги, а через два дня у них началась депрессия -- они стали вспоминать детали. Но все идут на поправку. Вчера несколько человек мы выписали домой.



БЫЛ ЛИ ПЕРЕДАН СИГНАЛ SOS?

На следующий день после того, как в нейтральных водах Черного моря были обнаружены 32 живых и 14 мертвых пассажиров и членов экипажа затонувшего судна (пятеро до сих пор числятся пропавшими без вести), прокуратура АР Крым возбудила уголовное дело по факту нарушения безопасности движения. Арестован капитан теплохода Леонид Пономаренко, которому, если его вина будет доказана, грозит до 15 лет лишения свободы.

ПРИЧИНЫ ТРАГЕДИИ

По мнению следствия, их несколько. Первая -- перегруз судна. По самым скромным подсчетам, вместо максимально допустимых 250 тонн было 324, хотя уже называется и другая цифра -- 348 тонн. С тем, что перегрузились, члены экипажа согласны, но вторую причину трагедии -- недостаточно прочное крепление груза в трюмах и на палубе -- отвергают. "В Стамбуле мы купили новый брезент и необходимые для крепления снасти", -- говорит третий механик Вячеслав Сыроваткин. Третья причина -- неправильное размещение груза. По правилам судоходства тяжелый должен быть внизу, легкий -- наверху. На "Памяти Меркурия" все было наоборот. Роковую роль сыграло и то, что теплоход плыл не вдоль побережья Черного моря, как ему было предписано, а напрямик, кратчайшим путем. Радиостанция же, установленная на судне, не предусмотрена для работы на таком большом расстоянии от берега -- больше ста миль. Максимальный радиус ее действия около тридцати миль.

ОСТАЕТСЯ ЗАГАДКОЙ...

...сработал ли радиобуй. Если да, то почему не приняли сигнал SOS береговые службы? "Проблесковые маяки были, это значит, буй сработал", -- уверен начальник радиостанции погибшего судна Евгений Маталаев. Напомним, что буй автоматически включается при крене судна более 45 градусов или при погружении на глубину десять метров. Буй легче воды и всплывает антенной вверх. Ничто не в силах помешать ему передать сигнал бедствия, который принимают космические спутники и передают на Землю с указанием координат места аварии.

КСТАТИ

В Севастополе нет морского координационного спасательного центра. Ближайшие находятся в Керчи и Одессе. А ведь это не первая трагедия на крымских берегах. За последние пять лет бесследно исчезли рыболовецкий сейнер с шестью рыбаками на борту, коммерческое судно с грузом из Стамбула. Причины аварий не ясны до сегодняшнего дня.