1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №31 (783) за 08.02.2001

"БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ ЗРИТЕЛЮ"

Михаил Ромм -- это 14 фильмов, множество великих учеников и выращенный большой сад с наливными яблоками. А вообще-то к Ромму, как может к никому другому, применимо высказывание: "Талантливый человек талантлив во всем". Он профессионально писал, снимал, играл как актер, музицировал, лепил из глины, рисовал, изобретал киноприборы, учил. И даже прекрасно готовил и красиво накрывал на стол. И при всем при этом, а может именно поэтому, он остался в советском кинематографе человеком-загадкой.

Спустя 100 лет после его рождения ответы на многие вопросы, которые поставили его жизнь и творчество, так и не найдены. Например, как может один и тот же человек снять такие диаметрально противоположные фильмы, как "Пышка" по Мопассану, и "Ленин в октябре", "Ленин в 1918 году". Или "Мечту" с гениальной Фаиной Раневской и "Девять дней одного года" с блистательным созвездием 60-х -- Алексеем Баталовым, Иннокентием Смоктуновским и Татьяной Лавровой? Он умел талантливо выполнять все идеологические заказы, потому что мудро понимал, где он живет и как. Недаром его кинолениниану так любил Сталин, удостоивший Михаила Ильича своими Сталинскими премиями в рекордном количестве -- пяти. А в 60 лет режиссер написал сам себе записку: "Я решил начать жизнь в искусстве сначала, что в моем возрасте не так-то просто". И после этого, нарушая все кинозаконы, которые сам раннее и утверждал, снял "Девять дней одного года". Если не знать, чей это фильм, можно подумать, что это сделал молодой, абсолютно современный, стильный мастер. Невероятно, насколько фильм опередил свое время. Хотя бы тем, что Ромм первый из всех в годы атомной эйфории сказал, что это научное достижение стоит людям жизни. Это был его тринадцатый фильм, а четырнадцатым, как человек суеверный, он решил снять документальный. И какой! Рассказывают, что и тогда, в 60-е "Обыкновенный фашизм" с иронично-умным закадровым комментарием самого Ромма воспринимался не просто как военно-исторический фильм о фашизме, но гораздо глубже. Еще один феномен Ромма -- его педагогический талант. Пять выпусков во ВГИКе -- это диаметрально разные Шукшин и Тарковский, Михалков и Данелия, Кончаловский и Панфилов, Абдрашитов и Смирнов, и многие другие. Кстати, именно Ромм настоял, чтобы Василий Шукшин писал рассказы. А для всех вместе он открывал самый главный секрет кино -- "Нужно быть интересным зрителю". Это актуально и 100 лет спустя.