1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №31 (783) за 08.02.2001

"СМЕШНО ВСПОМИНАТЬ, НО МЕНЯ РЕВНОВАЛИ И МИШЕЛЬ МЕРСЬЕ, И БРИЖИТ БАРДО"

Помните: "Сорбонна, ко мне!"? Авантюрный герой кинематографической "Анжелики", назвавший собаку именем университета -- чертовски интересный мужчина, умный и хитрый интриган эпохи Людовика ХVI. Его сыграл обаятельный и талантливый актер Жан Рошфор, о котором один критик сказал: "Я не знаю другого, более французского актера".

Даже не верится, что, как и его однокашнику Жану Полю Бельмондо, -- ему уже 70. Хотя известность к нему пришла не так быстро и легко, как к другу. И поэтому он слишком хорошо знает переменчивость ветра в своей профессии. Может, поэтому Рошфору подвластны практически все жанры: от кабаре, рекламных роликов и телевидения -- до высокой трагедии. Когда смотришь на его шикарных "костюмных" героев в "Анжелике" или "Железной маске", кажется, что он вырос на паркете Версаля. Но особенно Рошфор неповторим во французских комедиях, где его тонкая ирония, особый шарм и артистизм "сражают" зрителей наповал. Одна улыбка чего стоит! Недаром в свое время он прослыл искусным Дон-Жуаном, из-за которого ссорились красавицы мирового кино. Но только почти в 60 лет, обретя жену-неактрису и двух дочек, мсье Рошфор понял, в чем счастье семейной жизни. И вообще, он очень мягкий, добрый и удивительно мудрый человек. В этом мы убедились, пообщавшись с ним в одном из брюссельских театров.

-- Я жил в провинции, далеко от Парижа, и жизнь мне казалась очень неинтересной и скучной. А мне хотелось какой-то игры, и я подумал: "Попробую-ка жить в "фикции", в нереальной жизни". А это возможно только в актерской профессии. Если вспоминать начало творческого пути -- было трудновато, потому что всегда нужно быть в гармонии со своей эпохой. А когда мы с Бельмондо пришли учиться на актерский в парижскую консерваторию, то мало отвечали тому времени и чисто визуально, и своей манерой игры. Поэтому еще долго пришлось ждать и бороться за то, чтобы приняли и нашу манеру игры, и наши взгляды. Вообще, я был очень неплохим студентом. Мои провинциальные корни научили меня дисциплинированности, вниманию, уважительности. Но при этом, я все же был достаточно революционным. Ведь в 20 лет хочется изменить мир, особенно в искусстве.

-- Чему вы отдаете предпочтение -- кино или театру?

-- Однозначно -- кино. Ведь мы сегодня переживаем особенный подъем кинематографа. (Это они у себя во Франции, переживают! -- Авт.) Но мне просто необходимо каждые восемь-десять лет заниматься театральными проектами, чтобы проверить свою творческую форму. Только театр может дать ответ -- что ты сегодня можешь, как актер.

-- Вашим героям, особенно в "костюмных" фильмах, пришлось выполнять самые разнообразные трюки. Это были вы, или не вы?

-- В очень сложных сценах, конечно же, это делали за меня каскадеры. Но когда был молод, то старался, все делать самостоятельно. Мне это очень нравилось, и, кстати, замечательно снимало стресс.

-- Говорят во время съемок "Анжелики" вы пережили какие-то приключения?

-- Много времени прошло, но когда вспоминаю те дни, мне и сегодня смешно говорить о той ревности, которая была из-за меня у Брижит Бардо и Мишель Мерсье. Как ни странно, обе очень сильно переживали. Но все уже в прошлом...

-- А "партнерша" -- собака Сорбонна была лично вашей или приглашенной "актрисой"?

-- Это интересная история. С собакой по кличке Сорбонна мы очень подружились еще перед съемками, провели три месяца вместе. Но когда начались съемки, а это было в Риме, был жаркий август, она вдруг заболела и сдохла. Ее заменили другой собакой, которую вы и видите в фильме. Но я уже не смог к ней так же "прикипеть" душой, как к настоящей Сорбонне.

-- Вы стали очень известны и популярны после выхода фильмов о "Высоком блондине".

-- Это очень интересный и плодотворный этап моей жизни, потому что я познакомился с режиссером Ивом Робером. Мы очень подружились и сделали вместе еще с десяток фильмов. Тогда же началась и наша дружба с Пьером Ришаром.

-- Терял ли знаменитый всадник Жан Рошфор голову от любви?

-- Терять голову от любви -- это большое, ни с чем не сравнимое счастье. И в этом я себя никогда не обделял, иначе жизнь теряет смысл. Благодаря этому чувству хочется жить. После многих тяжелых "проб", которые несчастливо заканчивались, 17 лет назад я встретил Франсуазу, свою нынешнюю жену. Мы жили в деревне по соседству и просто решили связать наши одинокие в то время души. Она архитектор, и я с ней счастлив. Хотя уже совсем не верил, что это возможно, потому что сомневался, смогу ли я кого-нибудь осчастливить.

-- А дочки Луиза и Клементина -- это ваша самая большая любовь?

-- Прекрасно, что они у меня есть, но немного печально, так как они еще такие маленькие, а я уже такой, мягко говоря, зрелый человек. Я понимаю, что не смогу долго сопровождать их в этой жизни.

-- Можно ли сказать, что мсье Рошфор въехал и едет в этой жизни на белом коне успеха и творчества?

-- Я хотел бы так считать, потому что моя жизнь достаточно успешная. Но должен и сегодня много работать, чтобы себе кое-что позволить. И знаете, со стороны выглядит, что у меня все так легко и беспроблемно, но это не всегда так. Жизнь полосатая. У меня были и сложности в карьере, потому что всегда стремился поступать достойно.

Вы знаете, я как бы не ощущаю шальной темп сегодняшней жизни, потому что привык к спокойной жизни у себя в поместье, где с удовольствием занимаюсь лошадьми. И хочу это сохранить. Знаете, иногда приходит такой день, когда ты говоришь: "Господи, какой я счастливый". А потом приходит другой день, и в нем что-то новое и еще лучшее. Думаю, что в этом философия жизни. Жизнь -- это ансамбль многих надежд.