1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №37 (789) за 15.02.2001

"КОНЬ ПЕДАЛЬНЫЙ" У НАС НЕ В ПОЧЕТЕ

Многие достижения велосипеда и не снились автомобилям. В Индии и Китае давно оценили по достоинству этот удобный и экологический чистый вид транспорта. Переживают велосипедный бум и европейские страны, например, Англия. В Украине же интерес к "двухколесным" возрастает пропорционально загазованности улиц, но мы все равно не спешим пересесть на них.

Рост популярности велосипедов сдерживается как минимум тремя факторами. Первый -- технического характера. В таких крупных городах, как Киев, попросту негде ездить, разве что наведываться в ближайшую булочную, поэтому большинство рядовых потребителей покупает велосипед для дачи. Передвигаться на более длинные расстояния проблематично: из-за экологии к велосипеду неплохо прикупить еще и противогаз. К тому же отсутствие специальных велосипедных дорожек предполагает, что человек должен быть очень опытным ездоком, иначе он рискует в худшем случае попасть под машину, в лучшем -- ехать под аккомпанемент автомобильных клаксонов и выслушивать брань разъяренных водителей.

Рассчитывать на то, что в Киеве, как в других европейских городах, в ближайшее время нарисуют велосипедные дорожки, не приходится (таковая имеется лишь на трассе Киев--Борисполь). Но даже если эти дорожки нарисовать, то едва ли автомобилисты станут уважать права "меньших братьев": ездят же некоторые по полосе троллейбуса, по встречной, а кто понаглее -- и по тротуару.

Вторая причина, делающая китайский предмет первой необходимости украинским предметом роскоши, -- финансовая. Самая примитивная модель "педального коня" потянет на гривен 500, а более-менее приличная -- до 1000 грн. И хотя налицо ряд преимуществ велосипеда, как "народного вида транспорта", народ предпочитает тратить деньги на более насущные проблемы.

Банальный, но, пожалуй, основной фактор "сдерживания" -- психологический. Исторически так сложилось, что велосипед в большом городе, в отличие от провинции, не совсем в почете. Вид бизнесмена в галстуке и с мобилкой, едущего на встречу с инвестором на "велике", может повергнуть в шок. Киевляне, правда, уже не удивляются милиционерам на велосипедах. патрулирующим летом городские зоны отдыха, но и это скорее вынужденная экономическая мера, а не веяние Запада.

В общем, нет стимулов для поголовного приобретения велосипедов. А жаль. Ведь удобный и простой в эксплуатации двухколесный "вездеход" является прекрасной альтернативой пассажирскому и автомобильному транспорту. Посудите сами: денег за проезд не берет, бензина и электроэнергии не требует, не вредит природе, сохраняет нервы, укрепляет здоровье, позволяет относительно быстро передвигаться. И не надо специальных разрешений на его вождение: с 14 лет все желающие могут передвигаться на нем самостоятельно, соблюдая, конечно же, правила дорожного движения. По словам сотрудников столичной ГАИ, погоды в аварийности на дорогах велосипедисты не делают, но и среди них встречаются злостные нарушители ПДД. Оказывается, нельзя ездить по тротуару и пешеходным дорожкам (в прошлом году один "веломен" сбил старушку, наградив ее переломом конечности, и с места происшествия скрылся). К тому же, велосипед обязательно нужно снабдить светоотражателями (впереди -- белым, по бокам -- оранжевыми, сзади -- красным). Кстати, и ответственность ездоков на велосипедах сродни водителей легковушек: предусмотрены штрафы от 8,5 грн. за "мелкое хулиганство" до 170 грн. за создание аварийной ситуации. Специальные "паспорта" для владельцев велосипедов не предусмотрены, но в кармане разумно возить карточку с информацией о себе -- полное имя, адрес, группа крови. На всякий случай.

И еще: не стоит забывать о вредной привычке нашего брата тащить все, что плохо привязано. Поэтому заранее следует позаботиться о добротных "противоугонных устройствах" (цепях, замках), тем более, что специальные парковки для велосипедов в Киеве такая же редкость, как и сами велосипеды.