Выпуск газеты Сегодня №37 (789) за 15.02.2001
"С ВЕЧЕРА БЫЛО ПОНЯТНО, КТО ДО УТРА НЕ ДОТЯНЕТ..."
КАПИТАНА ЗАСТАВИЛИ ПРИНЯТЬ ГРУЗ?
Судно под началом капитана дальнего плавания Леонида Пономаренко пришвартовалось в Стамбуле к причалу № 56 "Зей-порта" и начало прием груза согласно списку. Его вручил капитану директор круиза Буханцев (впоследствии погиб). Общий вес груза составлял 361 тонну, что превышало дедвейт (вес груза, всех запасов, балласта и т.д.) более, чем на 100 тонн. Капитан и его помощник считали невозможным принять весь груз на борт, о чем и доложили директору круиза. Тот связался с судовладельцем -- малым совместным предприятием из Симферополя и якобы получил приказ: груз принять. Как потом рассказал оставшийся в живых помощник капитана Виталий Бондарев, на момент выхода из Стамбула фактический дедвейт судна составлял 487 тонн. Кроме того загрузка судна была осуществлена неправильно -- в трюмах была размещена меньшая часть груза (50 тонн кураги), а на верхней палубе -- основная его часть. Даже сверху, на пеленгаторном мостике находились стеклопакеты. Во-всяком случае, так утверждают свидетели. Как было на самом деле, выяснят следствие и суд.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С РАДИОСВЯЗЬЮ
Теперь это уже не загадка. По свидетельству начальника радиостанции Евгения Маталаева, была приведена в действие бортовая радиоаппаратура, работающая в ультракоротковолновом диапазоне с цифровой индикацией вызова. Но береговыми станциями она услышана не была, поскольку в режиме подачи сигнала бедствия она имеет радиус действия 30 миль. Принять такие сигналы могли лишь суда, проходившие рядом. Но и эта возможность была исключена в силу того, что теплоход быстро получил значительный крен, и антенны находились почти параллельно поверхности -- сигнал был ослаблен еще в десять раз.
Радиостанция "Корвет" в момент аварии была включена в режим подогрева, в режиме передачи использовать ее просто не успели. Начальник радиостанции взял на спасательный плот радиобуй космической спутниковой системы аварийного извещения, предназначенный для автоматической передачи сигнала о бедствии. Но из-за неправильной его эксплуатации сигнал не дошел по назначению.
ЧТО ГОВОРЯТ БЫВАЛЫЕ (НЕОФИЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ)
Своим видением проблемы с нами поделились люди, не один год ходившие на крымско-турецких линиях и хорошо знающие "теневую" сторону этих круизов. Перегруз фактически является правилом для всех "мешочных" судов. Дело в том, что экипажи обычно привлекаются к разгрузке-загрузке корабля. Такая работа дополнительно и неплохо оплачивается. Отсюда прямая заинтересованность команды в объемах груза.
Наши собеседники сообщили также еще одну деталь. По их предположению, с судна перед выходом в море была откачана "фекалка" (отсек для слива нечистот, мусорных отходов). Это тоже могло сыграть свою роковую роль в разбалансировке судна.
После катастрофы люди погибали прежде всего не от холода, а от того, что не верили в свое спасение. Так утверждает один из спасенных пассажиров "Памяти Меркурия", кстати, сам моряк. Уже с вечера, рассказывает он, можно было понять, кто до утра не дотянет -- пустые глаза, полнейшее равнодушие, отсутствие даже капли воли.
Катастрофа теплохода "Память Меркурия" обнажила ряд проблем, которые необходимо срочно решать на всех уровнях. Главным вопросом в этой связи является создание Государственной военизированной поисково-спасательной службы на водных объектах Украины. С подчиненными ей спасательными плавсредствами, которые будут нести круглосуточное дежурство. Обязательное оснащение судов и всего побережья Черного и Азовского морей современными радиосредствами. Время не ждет. В любой момент может грянуть новая беда...