1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №37 (789) за 15.02.2001

"С ВЕЧЕРА БЫЛО ПОНЯТНО, КТО ДО УТРА НЕ ДОТЯНЕТ..."

Недавняя трагедия с украинским теплоходом "Память Меркурия" забудется не скоро. О версиях и причинах гибели корабля говорилось немало еще до окончательных выводов комиссии. Теперь, после досконального изучения всех обстоятельств катастрофы, стали известны новые подробности происшедшего.

КАПИТАНА ЗАСТАВИЛИ ПРИНЯТЬ ГРУЗ?

Судно под началом капитана дальнего плавания Леонида Пономаренко пришвартовалось в Стамбуле к причалу № 56 "Зей-порта" и начало прием груза согласно списку. Его вручил капитану директор круиза Буханцев (впоследствии погиб). Общий вес груза составлял 361 тонну, что превышало дедвейт (вес груза, всех запасов, балласта и т.д.) более, чем на 100 тонн. Капитан и его помощник считали невозможным принять весь груз на борт, о чем и доложили директору круиза. Тот связался с судовладельцем -- малым совместным предприятием из Симферополя и якобы получил приказ: груз принять. Как потом рассказал оставшийся в живых помощник капитана Виталий Бондарев, на момент выхода из Стамбула фактический дедвейт судна составлял 487 тонн. Кроме того загрузка судна была осуществлена неправильно -- в трюмах была размещена меньшая часть груза (50 тонн кураги), а на верхней палубе -- основная его часть. Даже сверху, на пеленгаторном мостике находились стеклопакеты. Во-всяком случае, так утверждают свидетели. Как было на самом деле, выяснят следствие и суд.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С РАДИОСВЯЗЬЮ

Теперь это уже не загадка. По свидетельству начальника радиостанции Евгения Маталаева, была приведена в действие бортовая радиоаппаратура, работающая в ультракоротковолновом диапазоне с цифровой индикацией вызова. Но береговыми станциями она услышана не была, поскольку в режиме подачи сигнала бедствия она имеет радиус действия 30 миль. Принять такие сигналы могли лишь суда, проходившие рядом. Но и эта возможность была исключена в силу того, что теплоход быстро получил значительный крен, и антенны находились почти параллельно поверхности -- сигнал был ослаблен еще в десять раз.

Радиостанция "Корвет" в момент аварии была включена в режим подогрева, в режиме передачи использовать ее просто не успели. Начальник радиостанции взял на спасательный плот радиобуй космической спутниковой системы аварийного извещения, предназначенный для автоматической передачи сигнала о бедствии. Но из-за неправильной его эксплуатации сигнал не дошел по назначению.

ЧТО ГОВОРЯТ БЫВАЛЫЕ (НЕОФИЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ)

Своим видением проблемы с нами поделились люди, не один год ходившие на крымско-турецких линиях и хорошо знающие "теневую" сторону этих круизов. Перегруз фактически является правилом для всех "мешочных" судов. Дело в том, что экипажи обычно привлекаются к разгрузке-загрузке корабля. Такая работа дополнительно и неплохо оплачивается. Отсюда прямая заинтересованность команды в объемах груза.

Наши собеседники сообщили также еще одну деталь. По их предположению, с судна перед выходом в море была откачана "фекалка" (отсек для слива нечистот, мусорных отходов). Это тоже могло сыграть свою роковую роль в разбалансировке судна.

После катастрофы люди погибали прежде всего не от холода, а от того, что не верили в свое спасение. Так утверждает один из спасенных пассажиров "Памяти Меркурия", кстати, сам моряк. Уже с вечера, рассказывает он, можно было понять, кто до утра не дотянет -- пустые глаза, полнейшее равнодушие, отсутствие даже капли воли.

Катастрофа теплохода "Память Меркурия" обнажила ряд проблем, которые необходимо срочно решать на всех уровнях. Главным вопросом в этой связи является создание Государственной военизированной поисково-спасательной службы на водных объектах Украины. С подчиненными ей спасательными плавсредствами, которые будут нести круглосуточное дежурство. Обязательное оснащение судов и всего побережья Черного и Азовского морей современными радиосредствами. Время не ждет. В любой момент может грянуть новая беда...