Выпуск газеты Сегодня №38 (790) за 16.02.2001
"ФИЛЬМУ ВСЕХ ВРЕМЕН" -- 75
Многие разгадывали "загадку" этой картины. Достаточно сказать, что примерно в 100 фильмах был использован принцип знаменитой сцены "расстрела на Потемкинской лестнице", одной из самых сильных по эмоциональному воздействию в мировом кино. Рассказывают, что Сергей Эйзенштейн просто безжалостно вырезал кадры, которые, по его мнению, могли нарушить динамику сцены, и во время этой "экзекуции" некоторые ассистенты даже плакали от жалости. А если учесть, что к последней редакции фильма музыку написал сам Дмитрий Шостакович, то можно представить эмоциональный накал картины!
Но был еще "накал страстей" и во время выхода фильма на экраны мира в начале 1926 года. Советское киноначальство не хотело выпускать его на широкий экран, чувствуя, что фильм не только о революционных событиях 1905 года на Черноморском флоте. Уже тогда прочитывалась его, наверное, настоящая тема -- тема братства, которую во времена рождения фильма старались не поднимать. Только благодаря активной позиции деятелей советского авангарда 20-х, стучавшихся во все правительственные двери, фильм все-таки вышел на экраны. За границей он имел небывалый успех, хотя и нелегкую прокатную судьбу. Иногда фильм показывали только после решения суда, обжаловавшего запрет на его демонстрацию. А в одном немецком городе люди даже вышли на улицы, требуя его показа. (Там же, в Германии, оригинал "Броненосца" подвергся купюрам, и недостающие кадры до сих пор пытаются найти по всему миру.) На Всемирной Парижской выставке 1926 года фильм получил первый приз. А мы говорим!