1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №38 (790) за 16.02.2001

ДЕТИ, УШЕДШИЕ В СЕБЯ, МОГУТ ВЕРНУТЬСЯ,

Женя ходил в обычный садик. Иногда воспитатели замечали за ним маленькие странности... И когда семейная лодка его родителей "разбилась о быт" -- ушел папа, а Женю с мамой выселили из квартиры, психика мальчика удара не вынесла. Срыв произошел посреди улицы. К счастью, в присутствии мамы. Их увезла "скорая".

Теперь Марина Радченко, Женина мама, работает на общественных началах завучем в "Школе жизни" для детей-аутоников, среди которых и ее сын. Пройдя вместе с мальчиком всех врачей, начиная с психиатра районной поликлиники и заканчивая медико-психо-педагогической комиссией (городской и республиканской), Марина Игоревна не согласилась отдать Женю в интернат.

Детей, страдающих аутизмом, называют "ушедшими в себя". Они "отгораживаются" от внешнего мира так, что нарушается связь с ним. Аутоники не ориентируются, к примеру, во временах года и суток, иначе воспринимают информацию, видят все фрагментарно, хаотично. Таких у нас принято считать безнадежными. Но страдавший аутизмом сын Римланда Бернара, директора американского института исследований этого заболевания, к примеру, благодаря определенной методике реабилитации стал не просто полноценным членом общества, но и известным художником. Гениальный Моцарт был в детстве аутоником. Сейчас и у нас его заперли бы в интернате и лечили бы транквилизаторами, "часто не совместимыми с жизнью подростка", по словам Марины Игоревны.

Детям-аутоникам нельзя находиться в изоляции. Ведь им необходимо понять, что хорошо или плохо, чем утро отличается от вечера, а день -- от ночи, как убрать за собой, приготовить еду и множество вещей, которые мы усваиваем, того не замечая. В специализированную "Школу жизни" их приводят по утрам близкие. В течение дня за ними ухаживают мамы и воспитатели. В 4 классах занимаются по 8-10 человек. Желающих определить своих детей в эту школу много, но принять всех нет возможности.

Дети-аутоники занимаются по специальной программе. Изучают математику, развитие речи, приобретают социально-бытовые навыки. Хозяйка школы Мария Щибрик считает, что у них есть надежда стать полноценными членами общества.

-- В Литве аутоников воспитывают в центрах развития ребенка-инвалида, -- рассказывает Мария Васильевна. -- Содержит эти реабилитационные центры государство. Условия, конечно, лучше наших. В Вильнюсе для 70 детей отвели целый детский садик. Но если учесть, что наша школа в Украине -- единственная, то нашим детям и так повезло.

Хотя понять, почему наше государство, выделяя средства на содержание детей-инвалидов в интернатах (от 700 грн. в месяц на ребенка), напрочь отказалось помогать школе реабилитации тех же детей, сложно.

Создать "Школу жизни" Марию Щибрик вынудило горе. Ее дочка Любаша после очередной прививки в три годика начала постепенно терять речь. Семья мытарствовала. Когда в Украину приехал английский психиатр Генри Лоубер, борец за права человека, родителям Любы удалось встретиться с ним. Их с дочкой пригласили в Англию. Какое-то время девочка посещала школу для больных аутизмом детей, ее вызвалась удочерить английская семья. Но родители не могли расстаться с девочкой навсегда. И г-н Лоубер помог им создать в Киеве частную школу.

Чтобы воспитывать таких детей, нужна особая педагогика. В Америке, к примеру, школа аутичных детей находится под постоянным вниманием ученых. Выпускники этой школы уже стали не только докторами наук, художниками, но даже водителями автобусов! Первое условие работы с этими детьми -- достаточное пространство, где они могли бы жить и делать что-то полезное.

Сейчас "Школа жизни" занимает одно из крыльев столичного детсада. Для содержания сорока детей-инвалидов тесновато. Потому строительство загородного дома на выделенных Процевским сельсоветом двух гектарах земли -- это вопрос будущего детей. "Когда нас не станет, за нашими детьми присмотрят молодые мамы, которые будут поселяться в нашем загородном доме со своими малышами", -- так сейчас рассуждают женщины, посвятившие себя своим детям-инвалидам. Кстати, статистика утверждает, что среди каждых 10 тысяч малышей от 5 до 15 -- аутоники.

Но построить дом в наше время, пускай даже всем миром, сложно. Без благотворительной помощи не обойтись. Но у "Школы жизни" есть надежды. И первым шагом к осуществлению мечты стала недавняя презентация макета загородного дома для детей-инвалидов. Организаторы этого проекта уверены, что со временем на опушке соснового леса, в 35 километрах от Киева, вырастет "Дом жизни". Представляя макет, выступающие подчеркивали, что каждому человеку нужен кусочек земли и над ним клочок неба, свой цветник, сад. Тем более детям, которые могут научиться в этом доме самому главному -- посадить дерево, вырастить пшеничный колос... Проект дома утвержден. Теперь дело за спонсорами.