1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №39 (791) за 17.02.2001

НЕ ВОКЗАЛ, А ЗАМОК ВРЕМЕН АЙВЕНГО

В одном из залов ожидания киевского железнодорожного вокзала полным ходом идут строительные работы, хотя специалисты еще спорят, каким быть вокзалу после реконструкции.

Ведутся дискуссии, какие платформы строить -- высокие или низкие (высокие удобны для пассажиров, но они усложняют работу ремонтников, которые проверяют состояние колесных пар), в вестибюле отдать предпочтение эскалаторам и построить четыре линии или сделать большей пешеходную зону, ограничившись двумя линиями эскалаторов... Как передает УНИАН, планом реконструкции вокзального комплекса предусмотрены обновление пригородного железнодорожного вокзала (платформ, инженерных и контактных сетей, сооружение навеса над перронами), строительство вспомогательных линий на Северных платформах с обустройством перронов и спуска с пешеходного моста , сооружение восточного пешеходного тоннеля от ул. Урицкого под первой платформой и далее (с полуоткрытым переходом) -- к привокзальной площади. Появится новый пассажирский тоннель шириной 12 метров от пригородного вокзала с выходами на платформы и усиленными гидравлическими лифтами для инвалидов, обновятся фасады и внутренние помещения главного здания. Таким вокзал будет. А каким был?

Вокзал появился одновременно со строительством Юго-Западной железной дороги. По проекту Ивана Вишневского его возвело одно из французских акционерных обществ. Здание в староанглийском готическом стиле было заложено 25 июля 1867 года, а торжественное прибытие первого поезда состоялось 18 февраля 1870 года (так что у столичного вокзала завтра своеобразный день рождения). Длина здания достигала 120 метров, на первом этаже находились залы ожидания (для пассажиров третьего класса -- отдельно), а правый флигель занимали императорские покои, первым посетителем которых стал Александр II. Строгое двухэтажное сооружение с бесконечными башенками и зубчатыми стенами скорее напоминало замок времен Айвенго, чем железнодорожную станцию. Сойдя на перрон и минуя гулкие своды вокзала, приезжие попадали на широкую ладную площадь, сплошь заставленную пролетками, фургонами и дилижансами. Здесь же были установлены рекламные щиты и тумбы с приглашением остановиться в той или иной гостинице, посетить тот или иной ресторан, ознакомиться с достопримечательностями или поклониться святым местам. "Гостиница "Европейская", -- гласил один из плакатов. -- Номера от 1 р. до 12 р. Ресторан, отдельные кабинеты, ванны, экипажи для езды, омнибус от вокзала. Гостиница снабжена наилучшими сортами вин из собственных погребов"...

Необходимость расширения вокзала назрела уже в начале ХХ века. В 1913 году старое здание разобрали. И хотя удивительный проект архитектора Владимира Щуко уже был готов, приступить к строительству не успели. Почти двадцать лет город пользовался временным деревянным вокзалом. 7 ноября 1927 года, в день десятилетнего юбилея революции, был заложен новый, светлый и просторный комплекс в формах конструктивизма с элементами украинского барокко по проекту Александра Вербицкого. В 1932 году вокзал принял первых пассажиров.