1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №39 (791) за 17.02.2001

ЧТО СКАЗАЛ О СЕБЕ ПОКОЙНИК?

Каждый человек боится смерти. Даже написание завещания для некоторых, в каком бы добром здравии они не находились, -- своего рода стресс. А вот автор киевского оперного театра, архитектор Виктор Шретер, смерти не боялся. Точнее, относился к ней как к неизбежности, к которой не мешало бы подготовиться. Что и сделал, с чисто немецким педантизмом: за несколько лет до кончины составил автобиографию, чтобы "не утруждать потом друзей написанием некролога".

"Поздно или рано придется умереть. Тогда почтеннейший председатель дорогого мне общества архитекторов, заявив со скорбью о моей преждевременной кончине, скажет, обращаясь к собравшимся: Господа! лучше, чем мог бы я это сделать, вам скажет о своем житье-бытье сам покойный!" -- писал Шретер.

Родился он в апреле 1839 года в Петербурге. С самого раннего возраста любимыми игрушками был карандаш и бумага, а с восьми лет Виктор рисовал только арки и мосты, самодовольно любуясь своими творениями. Уже закончив Академию художеств, Шретер отмечал, что немногому научился (хотя там и работали видные профессора-архитекторы), поэтому продолжил образование в Берлине. В свободное от учебы время посещал театры и вскоре так "заболел" ими, что осмотрел сверху донизу все берлинские театры, прослушал лекции об их постройке и перечитал всю имеющуюся литературу на эту тему.

После окончания берлинской академии Шретер одолжил у отца 800 рублей (которые, кстати, позже полностью вернул) и с товарищем отправился бродить по белу свету в поисках архитектурных впечатлений. Денег на ночлег они почти не тратили, в поездах брали самые дешевые билеты, а на пароходах вообще спали на палубе. Через год вернулись в Петербург, полные дорожных впечатлений. Но пробиться в люди в Питере было нелегко. Из-за стесненности в средствах молодой архитектор не гнушался подзаработками в качестве учителя рисования и черчения, что в дальнейшем ему пригодилось -- большую часть жизни Шретер преподавал в строительном училище (Институте гражданских инженеров Николая 1), успешно сочетая работу с напряженной практической деятельностью. Звания академика он удостоился в 25 (!) лет. Став в 1880 годах главным архитектором императорских театров, Шретер сразу же обрушил на их устройство шквал критики, не особо выбирая выражения. И Большой, и Мариинский театры он считал "никуда не годными", добавляя при этом, что Большой вообще отжил свой век.

Шретер в корне изменил отношение к постройке театров (киевский оперный -- тому пример), именно его усилиями в них было устроено пожаротушение, заменено отопление и деревянные потолки, газовое освещение -- электрическим, улучшены места для зрителей и убраны из помещений театров жилые помещения для сторожей.