1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №41 (793) за 20.02.2001

А МОГЛА РОДИНА-МАТЬ ПОСРЕДИ ДНЕПРА СТОЯТЬ

Строительство мемориального комплекса "Музей Великой Отечественной войны 1941--1945 гг." советские газеты окрестили очередной "стройкой века", передовицы пестрели сообщениями, что в Киеве появится самая высокая статуя в мире.

ОБСУЖДАЛИ 10 ЛЕТ, А СТРОИЛИ ГОД

-- К нам приходили тысячи писем от граждан, которые хотели поучаствовать в строительстве. Некоторые писали, что согласны копать рвы, таскать камни, быть подсобниками -- бесплатно. Со всей Украины училища просились на практику именно на этот объект, -- рассказывает Валерий Швецов, один из авторов проекта этого гигантского сооружения. -- Сейчас трудно представить тот энтузиазм, с каким строилась Родина-мать. Это была хорошая практика для молодых архитекторов, каким и я был в те годы. Детали монумента отливались на разных предприятиях, и когда мы приезжали на какое-то из них, нас встречали цветами и оркестром, будто мы из космоса вернулись...

Споры вокруг "внешности" Родины-матери были продолжительными и горячими. Например, предлагалось сунуть ей в руку и пальмовую ветку, и автомат, и чашу с огнем. Да и сама женщина была поначалу под вопросом: статую хотели сделать то солдатом, черпающим каской воду из Днепра, то воином с мечем или автоматом. Решали, молодым он будет или пожилым... Когда остановились на "женском" варианте, долго дискутировали на тему роста: предлагали, например, сделать статую стометровой, но потом согласились, что при таких габаритах увидеть ее голову будет невозможно. "Обрезали" до 45 метров... Десятки предложений рассматривались. Пока делали эскизы и печатали каждый вариант в тогдашних газетах и журналах для всенародного обсуждения, прошло почти десять лет. А на само строительство "железной леди" ушло чуть больше года.

-- Вызывают нас как-то на политбюро и говорят, мол, вот один человек предлагает выложить из гранита циклопической кладкой женщину в 150 метров высотой, а внутри сделать рестораны, музеи, кафе... Больше того, статуя должна была стоять посреди Днепра, как раз напротив того холма, где сейчас находится монумент, -- вспоминает Валерий Валентинович. -- Мы объяснили, что это бред полнейший, а нам в ответ: "Все равно изучите этот вариант и ответьте автору через прессу". Еле выкрутились, ведь окончательный вариант, теперешний, уже был практически утвержден.

ЛАВРЕНТЬЕВНА

-- Как все начиналось? Бурили скважины диаметром больше метра, в них ставили железобетонные каркасы и все это заливалось бетоном, -- рассказывает Валерий Валентинович. -- Таких свай было больше сорока. "Железную леди" возводили методом наращивания, кран находился с тыльной стороны статуи. Все было продумано до мелочей и особых проблем со строительством не было.

Прийти и посмотреть на стройку мог любой киевлянин. Это и породило много легенд и неимоверных слухов, например, о тайных подземных ходах.

-- Ничего подобного под монументом нет! -- утверждает Валерий Валентинович. -- Археологи исследовали местные окрестности вдоль и поперек. Ходили слухи, что здесь остались пороховые склады времен Петра I и подземные ходы между петровскими валами. Мы надеялись, что найдут хотя бы пушки, чтобы пополнить ими музейную композицию -- не нашли.

Простой народ Родину-мать сразу стал называть по-своему-- Лаврентьевной, Победой, Никой... Это из приличных "прозвищ". А среди скульпторов и архитекторов ее почему-то еще на стадии проекта окрестили "бабой". Поговаривали, что какая-то женщина позировала для этой статуи, поскольку голову делали очень долго -- подбирали лицо, прическу, возраст. Варианты не нравились то генералам, то членам политбюро. Точку в этой волоките поставил Щербицкий, сказав, чтобы не мешали скульпторам.

Монтаж Лаврентьевны превратился в настоящее шоу. Кортеж с частями статуи отправлялся с завода "Парижская коммуна", что в Святошине, по Окружной дороге. На улицах собирались тысячи любопытных, даже водители притормаживали, чтобы на это зрелище посмотреть, из-за чего даже аварии случались. А обычные служащие, приходя на работу, первым делом делились новостью: "Сегодня опять кусок бабы на Печерск повезли". Больше всего народу высыпало на улицы, когда транспортировали голову -- в сопровождении милицейских машин. Кстати, строительство Родины-матери обошлось приблизительно в два миллиона советских рублей.

"РАЗБЕРИТЕ ЕЕ НА ПОДНОСЫ!"

Лаврентьевна стала прекрасным поводом для розыгрыша приезжих. Чего только не придумывали киевляне, вешая лапшу на уши провинциалам: и то, что она в полдень бьет мечем о щит, а в полночь оживает и купается в Днепре. В туманную погоду, когда памятника не видно, многие шутили, что "бабу" сняли на промывку.

-- В одно время памятник предлагали снести, распилить. Поводы разные -- одни говорили, что он может упасть, другие кричали, мол, зачем стране стальной истукан. Некоторые журналисты подсчитывали, сколько из "бабы" можно сделать подносов, ножей и вилок -- не знали, наверное, что для монумента использовался специальный сплав, из него кухонную утварь не сделаешь, -- рассказывает скульптор. -- Похоже, "баба" точно будет тысячу лет стоять, как и писали газеты в советские годы: благодаря сплаву, вся грязь смывается водой, цвет статуи остается неизменным вот уже двадцать лет (статую установили в 1981 году. -- Авт.). Проектом были предусмотрены специальные лебедки для чистки монумента, но, насколько я знаю, его ни разу не чистили. В него ни разу не ударила молния, что тоже редкость -- обычно высотные строения не минует сия участь. Там, кстати есть громоотводы. И ориентировочные огни горят -- для самолетов. А еще есть смотровые люки: когда мы сдавали объект, втайне залезли на самый верх "бабы" и по судостроительной традиции разбили о грудь "железной леди" бутылку шампанского. Единственное что не воплотили из задуманного, это освещение. "Бабу" собирались подсвечивать лазерным лучом, который посылался бы с гостиницы "Славутич", с левого берега Днепра -- в проекте выглядело великолепно.

Кстати, киевская "железная леди" занесена в список ЮНЕСКО как одно из красивейших творений мира. Из подобных статуй выше только бетонный монумент в Волгограде -- под 50 метров. На третьем месте -- бетонная статуя Христа в Рио-де-Жанейро (33 м), на четвертом -- бронзовая статуя Свободы в Америке.