1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №43 (795) за 22.02.2001

И НЕ НУЖЕН НАМ ИХ "ОСКАР"

Новая картина Алексея Учителя "Дневник его жены" раскручивается, прежде всего, под рекламный слоган: "Представлена на соискание премии Американской киноакадемии "Оскар". И потому, как бомба, прозвучали слова: "Никаких шансов не только получить премию "Оскар", но и быть в номинантах у нашего фильма нет, так как для этого нужно еще во много раз больше денег, чем на его создание. И не нужно гнаться за "Оскаром". У нас есть своя культура восточной Европы, которая в чем-то уступает американской, но в чем-то намного выше. И мы должны соответствовать... Да черт с ними, и с Каннами! Давайте делать хорошее кино здесь. Ведь драма-то в чем? У нас сегодняшний кинематограф в помойке, подражающей третьеразрядному американскому кино. Давайте попробуем вспомнить, что у нас было свое -- великое кино".

Этот своеобразный "крик души" Андрея Смирнова, исполнителя роли Ивана Бунина в фильме "Дневник его жены", прозвучал на пресс-конференции, после демонстрации фильма в Киеве. Андрей Смирнов имеет право на этот спич, потому что сам, как режиссер и сценарист, делал "хорошее" кино ("Белорусский вокзал", "Осень"), как актер участвовал в таком кино ("Девять дней одного года", "Чернов/Chernov", "Мания Жизели").

В основе сюжета фильма "Дневник его жены" -- судьба великого русского писателя Ивана Бунина, показанного в довольно пикантной ситуации -- своеобразной "жизни втроем", длившейся около 15 лет. В этом запутанном клубке отношений переплелись судьбы Бунина, его жены Веры Муромцевой и его любовницы киевлянки Галины Кузнецовой (которая была младше Бунина на 30 лет). Был еще человек, любивший жену и любовница любовницы. Такую многоугольную историю может придумать только сама жизнь, так как никакой литературный гений не справится с подобным сюжетом.

Режиссер фильма Алексей Учитель -- человек, генетически связанный с кинематографом (его отец -- легенда советского документального кино, режиссер и оператор, народный артист СССР Ефим Учитель). Два предыдущих игровых фильма "Баттерфляй" (о театре Романа Виктюка) и "Мания Жизели" (о балерине Спесивцевой) он делал со сценаристкой Дуней Смирновой. И мысль о воссоздании истории любви Бунина пришла именно ей во время съемок в Париже их последнего фильма.

В этом выборе нет ничего случайного. Дуня, 32-летняя дочь Андрея Смирнова, с детства знала и почитала Ивана Николаевича. Во-первых, потому, что у Андрея Смирнова не было в доме телевизора, когда росли его четверо детей, и все очень много читали. А во-вторых, потому, что сам Смирнов много лет изучал биографию великого писателя и поэта. "Бунин стал главным писателем в моей жизни и поддержал меня на всех переломах судьбы", -- сказал он в одном интервью. Андрей Сергеевич не сразу принял идею дочери, но, прочитав сценарий, изменил свое мнение. Роль писалась специально на него. В итоге произошла странная вещь: Смирнов и Бунин как бы встретились в виртуальном пространстве кино.

По мнению самого Смирнова, у него с писателем "есть несомненное сходство в двух вещах: ненависти к советской власти и врожденной способности впадать в необузданную ярость". Люди, знающие Смирнова, находят сходство и в неукротимом свободолюбии, и в гипертрофированном чувстве собственного достоинства. На вопрос, почему замечательный режиссер оставил профессию еще задолго до кризиса жанра, Андрей Сергеевич спокойно ответил: "Надоело работать на дядьку. Пишешь одно, снимаешь другое, монтируешь третье, а выходит -- четвертое. С точки зрения творческой, я, конечно, дезертировал. Тарковский мне так и сказал (С Тарковским они были однокурсниками во ВГИКе.--Авт.). А как человек, я освободился".

Вот так и Бунин -- не захотел смириться и жить в советской России ("Вообще на нервах не работаю" -- писал Бунин). Он жил родиной в своем творчестве, и, может быть больше, чем кто-либо другой. Споры зрителей и критиков, в основном, вызывают вопрос, а таким ли был Бунин? Читателям очень не хочется расставаться с традиционным образом первого русского писателя -- нобелевского лауреата. Неужели он был так груб, так слаб перед зовом плоти, так откровенно проявлял человеческие пристрастия? Не иначе, как спекуляцией на образе великого писателя, некоторые критики это и не называют. При этом многие забывают, что еще Пушкин очень точно заметил: "Художника нужно судить по законам, им самим же над собой установленными".

Авторы фильма и не претендовали на подлинность образов и ситуаций. Как сказал Смирнов, "это наша игра в Бунина". И все -- в контексте этой игры. Ведь читая знаменитые "Окаянные дни", понимаешь, каким жестким, иногда даже злым был Иван Николаевич. А в его "струящихся стихах" и обволакивающей прозе иногда столько чувственности и эротики, что это может быть только личностное. И если бы роль Бунина играл профессиональный актер, а не режиссер Андрей Смирнов, далекий от профессиональной "заданности", "киношный" Бунин не убедил бы зрителя. "Мы передали наши представления о его любви и страданиях. И вложили в фильм свое сострадание и почтение".

Когда проявляют именно сострадание к своему герою, а не вытягивают чернуху, можно и скандальный любовный узел показать, не впадая в пошлость. А ведь не соблюди меру, и этот комок из семейной неверности и лесбийской любви может превратиться в пустой блокбастер. Но для этого текст сценария "Дневник его жены" слишком хорош и качественен, а кроме главного героя, фильм населяют другие -- не менее живые и интересные люди. Именно людей, а не персонажей, сыграли умные профессиональные актеры: Евгений Миронов, Ольга Будина, Сергей Виноградов, Елена Морозова. Но самая удивительная во всем фильме та самая "его жена", глазами которой мы все и воспринимаем. Ее играет Галина Тюнина, ведущая актриса московского театра "Мастерская Фоменко". Алексей Учитель заметил, что благодаря образу Веры Николаевны -- преданной и терпеливой, много пережившей женщины, вся эта история заставила его пересмотреть свое отношение к жизни.

Горький как-то написал о Бунине: "Если скажут о нем: это лучший стилист современности -- здесь не будет преувеличения". Именно стильностью отличается и фильм о писателе. Давайте честно признаемся, что мы, зрители, уже и позабыли что это такое -- стильное кино на отечественных экранах. И не только потому, что мало денег идет на производство фильмов, но и потому, что для их создания нужна и культура самих творцов и команда единомышленников, что, безусловно, чувствуется в "Дневнике его жены".