1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №43 (795) за 22.02.2001

"ПЕРЕД БАБОЙ С КОСОЙ КАЖДЫЙ ИЗ НАС ПРЕДСТАНЕТ ОДИН НА ОДИН"

С Михаилом Боярским мы встретились на съемочной площадке "Укртелефильма" -- телеканал Интер готовил праздничную программу к 8 Марта. Черный костюм, черная шляпа, в руках гитара, в зубах -- неизменная сигаретка. Сам Михаил Сергеевич деловит и сосредоточен -- впрочем, как всегда во время работы.

"О ВЫСОКИХ МАТЕРИЯХ ГОВОРИТЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ"

Вообще-то мало кто из зрителей знает, что Михаил -- из знаменитой санкт-петербургской династии актеров. У его отца, Сергея Александровича Боярского, артиста Театра им. Комиссаржевской, в искусстве судьба сложилась очень непросто, однако зрители старшего поколения помнят и любят его работы в множестве телеспектаклей режиссера Александра Белинского. Мама, Екатерина Михайловна Мелентьева, сыграла огромное количество ролей на сцене того же театра, но в 1949 году, после рождения Михаила, решила оставить профессию и заниматься только детьми. Старший брат Михаила Александр тоже был актером. Играл на сцене русского драматического театра в Риге. Ему прочили блестящее будущее, но в результате несчастного случая юноша трагически погиб молодым. Родной дядя Михаила -- Николай Боярский, хорошо известен зрителям по работам в кино: Козлевич в "Золотом теленке", советник в "Снежной королеве", Зиновий Борисович в "Катерине Измайловой", Петушков в "Живом трупе" и т.д. А уж жена Николая Александровича -- Лидия Штыкан, и вовсе была выдающейся актрисой. Она служила в "Александринке" и была бесконечно популярна, сыграв главные роли в картинах "Жила-была девочка", "Мусоргский", "Константин Заслонов", "Дорогой мой человек", "Зеленая карета" и др.

-- Михаил, понятно, что воспитываясь в такой семье, вы вряд ли могли выбрать другую профессию...

-- Мои родители очень хотели, чтобы я стал музыкантом, поэтому взяли напрокат фортепиано "Красный Октябрь" и потребовали, чтобы я ежедневно музицировал. Не скажу, чтобы я в то время был в особенном восторге от этой затеи. По-моему, больше этот инструмент интересовал мою двоюродную сестру Катю. Но музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории я все же закончил. В юности страшно увлекался "Битлз, впрочем до сих пор с огромным удовольствием слушаю их диски...

-- ...Но пошли вы все-таки не в музыканты, а в артисты. С тех пор утекло много воды -- десятки ролей на сцене Театра им.Ленсовета Игоря Владимирова, сотня ролей в кино. Признайтесь, сумели сохранить по отношению к профессии такой же пиетет, как в юности, или все же иногда жалеете, что стали актером?

-- Бывает настроение, когда я жалею, что стал артистом. Но это связано не с профессией, а с моим сегодняшним мироощущением. Особенно это чувство обострилось с изменением социальной среды, в которой мы живем. Когда все покупается и продается, когда честь и гордость профессии стала падать -- из-за рекламы, из-за плохих сценариев и коммерческого отношения к кино и театру. Для многих творческих людей сегодня важен один только заработок... А коль это так, -- о высоких материях говорить не приходится. И это все чувствуют и знают, но идут на поводу у "желтого змия".

-- Разве вы не снимаетесь в рекламе и не отвечаете время от времени согласием на "коммерческие предложения"?

-- Я стараюсь увиливать от таких предложений, но, вы же понимаете, что в мире, который живет по таким правилам, все равно приходится идти на компромиссы. Для меня это болезненно. Я не снимаюсь в рекламе. Растиражированные лица на щитах... Мне кажется, это унижает профессию. Я, например, не могу представить себе, как Высоцкий рекламирует дирол или прокладки с крылышками. Не верю я в это...

Но я верю в другое: еще возродится тот идеал актера, которому я поклонялся всю жизнь -- Симонов, Толубеев, Меркурьев, Ефремов, Фрейндлих, Филатов...

"СКАКАТЬ ОТ ЖЕНЫ К ЖЕНЕ -- ЭТО НЕНОРМАЛЬНО"

-- Значит вы рады, что ваш сын не стал актером?



СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

Сына Боярского -- Сережу -- зритель узнал еще в середине 80-х, когда он, появившись на эстраде вместе с папой, пел песенку про динозавриков, а в киосках "Союзпечати" появились календари с изображением отца и сына Боярских. Кстати, Сергей, как и папа, тоже учился в музыкальной школе и чуть было... Но затем увлекся бизнесом и поступил на экономический факультет Президентского университета.



-- Я не уверен, что он не станет человеком, который выходит на сцену. Он хоть и заканчивает экономический факультет, но снимается в клипах, записывает пластинки, занимается рок-н-роллом. У детей другая жизнь, другая среда, другие интересы. Я не протестую против этого, хоть и не помогаю. Пусть сами выбирают свою дорогу.

-- Лиза ведь тоже очень любит сцену?

-- О да, она артистическая натура -- музицирует, увлекается балетом, языки изучает.



СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

Сейчас Михаил Сергеевич руководит созданным им театром "Бенефис" и играет со своей женой Ларисой Луппиан в спектакле "Интимная жизнь". Их супружеская жизнь длится уже более двадцати лет. Познакомились супруги во время работы над спектаклем "Бременские музыканты". Михал играл Трубадура, Лариса -- Принцессу. Пара приводила в восторг зрителей, поклонники преследовали их просто по пятам. По выражению Боярского, после выхода на экран "Д"Артаньяна и трех мушкетеров" "приходилось разгонять их палками". В кино Лариса практически не снималась, да и за право работать в театре ей пришлось побороться -- муж был категорически против.



-- В одном из ваших интервью я прочитала, что вы не очень одобряли желание молодой жены остаться на сцене. И всячески внушали ей: "Женщина должна быть хранительницей домашнего очага, заниматься детьми".

-- Вы знаете, поскольку дети повзрослели, теперь я думаю, что она отчасти оказалась права. В том смысле, что теперь у нее есть отдушина -- театр, в котором она до сих пор играет главные роли. Она влюблена в театр.

-- Значит, готовы признать свою мужскую неправоту?

-- (Смущенно.) Теперь я это понимаю. Может быть, был не совсем прав, что хотел заставить ее сидеть только у детских постелей и быть на кухне. Дети нормально выросли, стали хорошими людьми и ее работа в театре нисколько этому не помешала. Хотя... (с внезапным упрямством) я до сих пор считаю, что лучше, чтобы женщина находилась дома.

-- Михаил, вы столько лет с Ларисой вместе и этому совершенно не помешали перманентные разговоры в прессе о ваших романах и любвеобильности. В основе прочности вашего брака терпение жены или что-то другое?

-- Я думаю, что вам лучше спросить у тех, кто часто разводится, -- почему они это делают? Один брак -- это нормально. А вот скакать от жены к жене -- это ненормально.

-- Но ведь с годами меняется характер отношений двух людей?

-- Вы правы, это достаточно трудная работа -- быть вместе много лет. Но все возможные разрывы не стоят того, что дают длительные взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Это как вино -- с годами становится только крепче. У нас слишком много общего, чтобы взять так просто и растранжирить это. Нет, многолетний брак -- это серьезный капитал, который я никому не отдам.

"НАСТОЯЩИХ БУЙНЫХ МАЛО -- ВОТ И НЕТУ ВОЖАКОВ"



СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

В прессе не раз упоминалось о многолетней дружбе Михаила Боярского с семьей Путиных. Говорят, что артист и президент чуть ли не домами дружат -- еще с тех времен, когда Владимир Путин работал в администрации Собчака.



-- Многие говорят о ваших многолетних отношениях с Владимиром Путиным... Как вы вообще относитесь к близости деятелей культуры к властьимущим?

-- Я знаком с Владимиром Владимировичем давно -- более 10 лет. Что касается близости к власти... Как вам сказать... Возможно, в силу того, что я часто играл дворян, мне нравится быть придворным, нравится быть "при власти" -- быть полезным, таким образом, стране.. В свое время я старался держаться подальше от наших коммунистических идолов. И когда пришла альтернатива, я считаю, что мое место рядом с теми, кто завоевал то, за что мы все боролись долгие годы.

-- Думаете, завоевал это все Путин? Значит, сегодняшняя власть в ваших глазах идеальна?

-- Я не знаю, насколько идеальна сегодняшняя власть, но поскольку я ее выбирал, то и поддерживаю. Многие ведь даже не понимают, чем нам грозил так называемый коммунизм, не могут сравнить 60-е годы и день сегодняшний. Так что пока мне эта власть нравится и я ее поддерживаю во всех отношениях. Надеюсь быть необходимым и полезным.

Возвращаясь к теме "художник и власть", то понимая ваш намек, скажу прямо: не думаю, что художник всегда должен быть в антагонизме с властью. Хотя, многие, конечно, на таком антагонизме строят свою карьеру. Посмотрите на телеканал НТВ, который живет за счет этого...

-- Мне всегда казалось, что НТВ живет "за счет" профессионализма своих сотрудников.

-- Нет, как раз за счет опозиционности. Что бы ни делалось -- они имеют противоположную точку зрения. Хотя и достаточно убедительную. Но вы же знаете, что всегда можно одну и ту же вещь назвать черной и белой: язык, например, и самая хорошая, и самая плохая часть человеческого тела. Можно сказать, что сексуальная свобода -- это и очень хорошо, и очень плохо. Все зависит от вашей позиции. На НТВ -- это прием, это их "пиар", которым они пользуются, зарабатывая деньги.

-- Для творческого человека быть свободным -- чрезвычайно важно. Что для вас есть понятие свободы?

-- Свобода выбора -- это для меня проблема, самая тяжелая вещь, которая есть на свете. Я не умею выбирать. Я -- солдат и мне нравится, когда мне приказывают. Поэтому я себя прекрасно чувствовал у Игоря Петровича Владимирова в театре, который выбирал мне пьесу и роль, говорил. как надо играть. Но эта проблема сложна не только для меня. Это видно по сегодняшнему театру и эстраде -- все растерялись и не знают, про что "надо петь", где свои -- где чужие.

-- Так, может быть, не надо было уходить из театра, если вы знаете, что не умеете или не хотите быть лидером?

-- Я бы с удовольствием пошел под крыло какого-нибудь лидера. Но ... "настоящих буйных мало, вот и нету вожаков". Понимаете, если бы был такой, как Высоцкий, -- я бы с удовольствием пошел бы под его начало. Но я не вижу вокруг таких людей. Сейчас все растеряны -- кто-то в шоу-бизнес ударился, кто-то в секс, а за деревьями леса не видно. Главный вопрос "за что бороться?" -- остается без ответа. Я борюсь за ЛЮБОВЬ. Замечательное это чувство опошлили, слишком много суррогата вокруг.

-- Михаил, ушло очень много людей, которых вы сегодня вспоминали, с которыми дружили -- Высоцкий, Владимиров, Никулин, Ефремов... С годами человек становится более одиноким?

-- Это естественное чувство, которое должно посетить любого человека: чем ты становишься старше -- тем более одинок. Каждый из нас наверняка перед женщиной с косой предстанет один на один. Надо готовиться к этому.

-- Спокойно к этому относитесь?

-- Нет, я волнуюсь. Но надеюсь, что это еще не очень близко.

-- А чего еще хотите от жизни?.

-- (С "мушкетерской" улыбкой.) Многого... Много чего хочу!