1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №48 (800) за 28.02.2001

ГЛАВНОЕ -- НЕ ВЫПЛЕСНУТЬ С ВОДОЙ И РЕБЕНКА

В пресс-клубе "СЕГОДНЯ" состоялась III Международная конференция "Национальные аспекты современной молодежной музыки", организованная Мирославом Левицким ("Брати Блюзу") при поддержке фондов "Відродження", "Про Гельвеція", "Схід-Захід: спільні цінності", посольств Нидерландов, Канады и Франции в Украине. Участники из Украины, Польши, Канады, Франции, Голландии -- артисты, представители радиостанций и звукозаписывающих компаний, продюсеры и юристы в своих выступлениях затронули массу проблем. Главная тема -- вхождение Украины в мировое пространство. Как оказалось, пионеры в этом процессе -- музыканты.

Несмотря на все финансовые и правовые трудности, украинские артисты продолжают борьбу за собственный отечественный рынок. А об экспорте национальной музыки и исполнителей говорить можно пока что только в плане разовых акций и локальных выступлений. Но опасность заключается в том, как заметила популярная певица Ирина Шинкарук, что за границей (в частности, в поездке по США), часто приходится слышать совершенно неизвестные имена артистов, которых преподносят как украинских "звезд". Конечно, ни о каком профессиональном уровне в данном случае говорить не приходится. А ведь из их выступлений за рубежом складывается образ нашей современной музыкальной культуры (в корне отличающийся от действительности). "Хорошо, что вы поднимаете такие важные темы, -- сказал народный артист Украины Борис Шарварко. -- К сожалению, в государстве сегодня нет структуры, которая занималась бы этими проблемами серьезно. Даже когда будет наконец принят закон, регулирующий эту деятельность, можно будет только запретить выезжать на гастроли без удостоверения (или сертификата) министерства культуры и искусств. А у нас есть что показывать за границей: к 10-летию Независимости Всеукраинский центр фестивалей готовит концерты во Дворце "Украина" и в Париже".

Гитарист-виртуоз и продюсер австрийской звукозаписывающей компании Ренс Нюленд поделился своими наблюдениями об особенностях национального рынка. В частности, поразила одна цифра: в Австрии ежегодно делается около $ 38 млн. авторских отчислений (в том числе за трансляцию музыки в теле- и радиоэфире). Права авторов и исполнителей защищает профсоюз.

Юрист Христина Мацив (Канада) в свою очередь рассказала о том, что в ее стране очень тщательно отслеживается выполнение закона о национальном "продукте" в эфире и на экране, и гарантом авторских прав выступает государство. Иностранцам вообще непонятно, почему в такой огромной стране, как Украина, не налажена система охраны авторских прав, и как могут заниматься этими проблемами мелкие частные юридические фирмы.

О ситуации на музыкальном рынке Украины ознакомил участников конференции руководитель компании "Еврошоу" Сергей Галузин. "Наш концертный рынок скорее мертв, чем жив: даже в крупных городах месяцами не бывает ни одного концерта, у большинства украинских артистов количество "кассовых" выступлений по сравнению с 1997 годом снизилось с 10 до 1-- 0 в месяц. А чиновники от культуры размышляют над проектом закона о концертной деятельности, а по сути копают ей яму. Проект предполагает, что организатор перед каждым концертом должен получить лицензию. (Для сравнения: обычный предприниматель должен заплатить за свой сертификат один раз в три года.) Почему же мы удивляемся, когда в каком-нибудь провинциальном городском управлении культуры чиновник угрожающе говорит организатору того или иного мероприятия: "Не знаю-не знаю, нужен ли нашему городу такой концерт"? По новому закону, организаторы концертов будут делать отчисления с каждого мероприятия (в итоге, естественно, будут повышаться цены на билеты) -- и мы получим новый скрытый налог -- на посещение концертов. На чем (и на ком) собираются зарабатывать авторы этого проекта? Их привлекают, конечно, безумные цифры доходов мирового шоу-бизнеса. Но ведь в той же Америке в эту отрасль инвестируются колоссальные средства, чего никак нельзя сказать об Украине. Для защиты своих прав мы недавно создали Всеукраинский общественный союз промоутеров и готовы поддержать любые начинания по организации концертов украинских артистов за рубежом".

Директор компании "Росток Рекордс" Эдуард Клим затронул не менее больную тему борьбы с пиратством, которая уже второй год будоражит шоу-бизнес. "Надо четко себе представлять, с кем и как бороться, чтобы не наделать ошибок. В Украине работают несколько компаний, и "Росток Рекордс" -- единственная обладательница сертификата на производство альбомов зарубежной музыки. Вместе с тем, за 4 года существования мы издали около 200 CD украинской музыки практически всех жанров. Но ни одна компания сегодня не может заработать на национальном продукте, поэтому мы издаем музыку российскую и западную, но если раньше в процентном соотношении преобладала зарубежная, то сейчас ее доля -- 30%."

Если привести пример "побежденного пиратства" в отдельно взятой стране Болгарии, то вместе с контрафактом там был уничтожен на корню отечественный производитель. Сомневаюсь, что мировые мейджоры с большим удовольствием занялись выпуском CD болгарских артистов! То же грозит и нашим исполнителям всех музыкальных жанров в случае, если вместе с водой мы выплеснем и ребенка. Украина только в начале пути в цивилизованный шоу-бизнес. И главное -- не затоптать подороге то, что выращивалось многие годы: национальную музыкальную культуру.