1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №49 (801) за 01.03.2001

ЖАЛЬ, ОСТАНУТСЯ НАШИ БОГАТСТВА В РОССИИ...

Украинцы тронуты: россияне вернули четыре фрески Михайловского Златоверхого собора. Случай беспрецедентный, но не рано ли радуемся? В России находятся тысячи уникальных вещей, вывезенных из Украины, а шансы вернуться на родину у большинства из них близки к нолю. И дело не в стоимости экспонатов, исчисляемой миллионами долларов. Дело в принципе.

НА ТЕБЕ, БОЖЕ…

В одной из российских газет месяц назад появилась заметка "Кучма вернул России статую Александра II, а Путин одарил Кучму фресками Михайловского собора". Легко и просто. Украинские же СМИ сообщали, что путь к возвращению фресок был долгим и тернистым. Об этом и о судьбе других, не менее ценных произведений искусства, находящихся за рубежом, наш разговор с Александром Федоруком, председателем Госслужбы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины:

-- Впервые с просьбой передать фигуру Александра II к нам обращался еще мэр Петербурга Собчак. Россияне свою заинтересованность памятником мотивируют тем, что он у нас бездействует во дворе Музея русского искусства. Окончательное решение еще не принято. Я лично против передачи -- памятник был изготовлен в Киеве, для Киева, на деньги киевских меценатов. Замечу, что дальнейшая судьба его никак не связана с фресками. А переговоры с Россией об их возвращении действительно были нелегкими. Впервые этот вопрос был поднят еще в 1993 году, специалисты нашли всю информацию о миграции фресок, начиная с 1938 года...

-- С 38-го? Разве это не те фрески, которые попали в Россию после войны?

-- Десять фресок были вывезены в Москву в 1938 году на временную выставку, посвященную 750-летию "Слова о полку Игореве". Выставка не состоялась, а экспонаты остались. Российские эксперты утверждают, что это был обмен между музеями: мы им -- фрески, они нам -- работы художников XIX века. Если это обмен, то заведомо неравноценный, да и кто в те годы спрашивал у нас разрешения? А вторая часть фресок действительно была вывезена сначала в Германию, потом в Россию и однозначно должна быть возвращена Украине. Но, как говорится в ответе Думы на запрос Верховной Рады, существующее законодательство РФ позволяет урегулировать вопрос только в отношении четырех фресок Михайловского собора, которые были вывезены гитлеровцами и после капитуляции Германии оказались на территории РСФСР (хотя таких фресок только в Эрмитаже 11, в Новгородском историко-культурном заповеднике -- 6, -- Авт.); вопрос о передаче иных культурных ценностей, а их в списке 23, не имеет под собой правовой основы...

Да, несколько лет назад Госдумой России был принят закон, согласно которому все культурные ценности, вывезенные на территорию РФ из побежденных во Второй мировой войне Германии и ее союзников (и которые раньше были вывезены из СССР, в том числе из Украины), были провозглашены собственностью России. Их возвращение в страны происхождения может быть совершено только в отдельных исключительных случаях. Не затрагивает ли указанный закон интересы Украины: всего гитлеровцами в СССР были разграблены 427 музеев, из которых 171 на территории РСФСР и 151 на территории Украины (40% общего количества)?

-- После войны из Германии в СССР вывозилось все -- ценности, музейные экспонаты, библиотеки и архивы, -- продолжает Александр Касьянович. -- Большинство из них осели на территории России. По разным причинам там оказались не только фрески Михайловского, но и другие ценности украинского происхождения. Что именно? Эти материалы засекречены, и мы до сих пор не имеем доступа к архивам высшей военной администрации, действовавшей на территории Германии после поражения, в которых указано, что куда вывозилось. Россияне упорно не допускают нас и к музейным фондам. Доходит до абсурда: в Эрмитаже и в некоторых других музеях на сопроводительных табличках к экспонатам перестали указывать происхождение находки, хотя мы знаем, что есть там скифские золотые украшения, найденные в Крыму, то есть на территории Украины...

-- Россияне неохотно расстаются с музейными ценностями, а четыре фрески уже в Украине. Отдали по принципу "на тебе, Боже..."?

-- Нельзя так говорить. Мы рады, что фрески вернулись, каждая из них бесценна, имеет большую генетическую память...

-- И стоимость. Когда речь идет о святынях, о деньгах говорить не принято. И все же -- определен денежный эквивалент?

-- Естественно. Стоимость одной композиции в среднем 500 тысяч долларов. Фресок 27, среди них мозаика, которая оценивается не меньше, чем в 1,5 млн. долларов. Считайте.

13 СПОСОБОВ ИЗЪЯТИЯ

О возвращении культурно-исторических ценностей из России в Украину впервые серьезно заговорили после свержения в феврале 1917 года самодержавия и создания в марте того же года Украинской Центральной Рады (УЦР). Уже в апреле прозвучало предложение Михаила Грушевского "о возвращении тех сокровищ Эрмитажа, которые происходят из Украины, в Киев". Вскоре в Петрограде была создана комиссия по составлению регистра вещей украинской древности в церквах, музеях и частных собраниях. Удивительно, но Совнарком, созданный после октябрьского переворота, признал справедливость требований Украины, а 24 ноября ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов решил передачу украинских национальных реликвий "сделать в торжественной форме народного праздника перед Преображенским собором при участии воинских частей". Но, обусловив передачу рядом политических требований, советское правительство России сорвало выполнение этого постановления.

А потом... Вывоз национальных ценностей не только не прекратился, но и стал еще трагичнее. Особенный вред был нанесен в 20--30 годах, когда через Госантиквариат по всей территории СССР, в том числе и из музеев Украины, изымались для продажи за границу (практически за бесценок или в обмен на хлеб) произведения искусства. Не один том займет перечисление уникальных экспонатов и обстоятельств, при которых они были вывезены из страны: "реквизиция ценностей у буржуазии и церковников"; перемещение их в Россию во время гражданской войны; грабеж церквей при антирелигиозных кампаниях; изъятие ценностей у семей, "высланных на перевоспитание" в концлагеря; у "врагов народа" во время голодомора 1933 года и репрессий 1937--1939 годов; "чистка" Западной Украины после "воссоединения" 1939 года; эвакуация в связи с угрозой оккупации в 1941--1944 годах; вывоз ценностей, изъятых у Украины немецкими оккупационными властями, в Россию вместо возвращения в Украину; вывоз материалов археологических раскопок разных годов; передача в фонды СССР ценностей, конфискованных у осужденных граждан Украины, вывоз архивов при "централизации" архивного дела... Все это сопровождалось засекречиванием ценностей и места их нахождения.

Наше наследие, вывезенное гитлеровцами, -- тема отдельного разговора. В Украину вернулась мизерная часть экспонатов, потери были компенсированы незначительно, но даже с этими крохами нас заставили расстаться. В 1955 году, например, постановлением правительства СССР в ГДР была передана коллекция картин Дрезденской галереи. Мало кто знает, что созданная тайным решением Президиума ЦК КПСС специальная комиссия предложила правительству дополнительно вернуть "нашим немецким друзьям культурные ценности, находящиеся на временном хранении в СССР". Понятное дело, все это делалось в строгой тайне, чтобы не волновать общественность, которая вряд ли поприветствовала бы такой "жест доброй воли". В том же 1955 году Украина передала в Москву для ГДР около 500 произведений живописи из коллекции Дрезденской галереи. В 1958 году -- еще 10 картин, 165 единиц фарфора, 1 египетский папирус, 97 687 других произведений искусства, которые после войны были направлены союзной администрацией в музеи Киева как частичная компенсация за нанесенный ущерб...

С ОПОЗДАНИЕМ НА ПОЛВЕКА

Если те же Польша и Венгрия вели переговоры с Германией относительно возвращения ценностей и компенсации больше полувека, то Украина сделала это лишь после провозглашения Независимости, а первый неполный список культурных потерь официально передала Германии только в 1994 году.

-- Это каталоги с перечнем ценностей, вывезенных из Харьковского, Черниговского, Симферопольского краеведческих музеев, Севастопольского художественного, Национального художественного, Музея западного и восточного искусства, Киевского музея русского искусства, Львовской картинной галереи. Немцы говорят, что в их фондах нет тех объектов, которые мы ищем. Они могли быть вывезены обратно в Союз, разграблены, могли погибнуть во время бомбардировок, -- продолжает Александр Касьянович. -- Время от времени, правда, всплывают объекты культуры украинского происхождения, которые находятся в частных руках: недавно нашлась картина из Уманского художественного музея, которая была вывезена в 1941 году. Год назад частник передал нам икону "Александр Невский", вывезенную из Одессы. По паритетному обмену немцы отдали нам археологические раскопки из Херсонского художественного музея, а мы им -- археологические исследования из Каблово, предместья Берлина. Вернули также два альбома из Дрезденской галереи. Еще два есть, но мы пока не отдаем, ждем, что нам предложат взамен. Вот сейчас нашли Баховскую коллекцию. Речь идет о том, чтобы ее передать немецкой стороне. После исследования экспертами будем вести переговоры и решать ее судьбу. Мое мнение: не стоит отдавать ее немцам, пока ими не будет возмещен ущерб, нанесенный украинской культуре в годы войны. Есть такое понятие, как компенсационная реституция культурных ценностей: если ценность уничтожена и ее невозможно вернуть, виновная сторона должна заменить утерянную памятку аналогичной. (Этот принцип был предусмотрен еще в Версальском договоре 1919 года. Германия вернула университету в Лувене (Бельгия) рукописи, инкунабулы, книги, которые отвечали по количеству и ценности предметам, уничтоженным ею во время Первой мировой.) Когда мы говорим об этом, немцы делают вид, что не слышат. Размер ущерба, кстати, зафиксирован в материалах Нюрнбергского процесса. Какой должна быть компенсация? Не обязательно денежной. В наших музейных собраниях, например, практически не представлена западная культура ХХ века. В качестве компенсации можно было пополнить коллекции экспонатами именно этой эпохи.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ". Только из Киевского музея русского искусства была вывезена уникальная коллекция древнерусских икон, 1485 произведений живописи и графики, 2742 произведения декоративно-прикладного искусства. Из Киевского музея западного и восточного искусства -- более 500 произведений западно-европейских мастеров, около 25 000 гравюр, 12 скульптур, 1184 произведения декоративно-прикладного искусства. Национальный художественный музей потерял более 390 уникальных экспонатов, в том числе иконы XVI--XVIII веков, огромной ценности собрание из 300 рисунков, акварелей, пастелей известных украинских и российских художников, 36 249 произведений народного декоративного искусства...


ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

В 70 году до н. э. Марк Тулий Цицерон в речи на суде против Гая Вереса (который, будучи наместником завоеванной Римом Сицилии, "прославился" грандиозными реквизициями предметов искусства) отметил, что среди всех несчастий ничего не принесло и не приносит грекам такой скорби, как грабеж произведений искусства с их храмов и городов. Две тысячи лет спустя мы готовы повторить те же слова.