1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №51 (803) за 03.03.2001

ЛЕГКО И ПЛАВНО РАССТАЕМСЯ МЫ С ДЕНЬГАМИ

Самым наглядным свидетельством экономического здоровья нации может служить "градус" потребительских настроений. Насколько легко и радостно мы расстаемся с заработанными деньгами, либо же, напротив, "отрываем их от сердца" -- лучше любой макроэкономической статистики иллюстрирует состояние всей экономики.

Соответствующий мониторинг провел Международный центр перспективных исследований -- и вот какая парадоксальная картина вырисовывается.

Несмотря на то, что инфляция в прошлом году снова пошла в галоп и достигла 25,8%, у большинства украинских потребителей жизненный тонус все-таки "тихесенько" повышался. Особенно это было заметно в минувшем декабре, когда индекс потребительских настроений возрос на 14,3 условных пункта и достиг 79,5 (при возможных значениях от 0 до 200). Можно возразить, что тогда царил "подарочный бум", который, безусловно, помог создать соответствующее настроение в массах. Однако вот последние данные: в январе розничный товарооборот вырос на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2000-го, тогда как два предыдыдущие года этот показатель падал. Положительный настрой большинство граждан объясняют надеждами на относительную стабильность цен и доверием к гривне, благодаря чему уже подзабыта привычка "заначивать" доллары. Сказалось и некоторое повышение выплат пенсионерам и бюджетникам, но более всего -- сельским жителям. Аграрная реформа сработала довольно эффективно, к тому же правительство рассчиталось с пенсинерами из глубинки, потому для села характерно улучшение всех социальных индексов, кроме разве что ожидаемого роста безработицы.

Понятно, разные возрастные группы отличаются на предмет потребительской "резвости". Оптимизм характерен для людей среднего возраста и средних же доходов (индекс -- 77,5): он отображает чаяния этой категории граждан на обещанный "свыше" экономический подъем. Еще выше настрой среди зажиточных (104,6) -- причем их положительные ожидания некоторые эксперты склонны считать знаком, обещающим прилив в экономику частных инвестиций.

Легче всего на большие покупки идет молодежь (90,6), в среднем возрасте решения принимаются более осторожно (76,3). Старшее поколение, увы, сковано неуверенностью в завтрашнем дне, да и денег у пенсионеров хватает лишь на субсидированную державой квартплату и кашу с молоком: потребительский "градус" в этой невеселой компании -- 67,1.

По регионам потребительские настроения тоже здорово разнятся: столица -- центр покупательской активности (индекс -- 90,1), а "окраина" -- индустриальный восток страны (74,1): там из-за потери рынков сбыта продолжается спад в горно-рудной отрасли и на крупнейших машиностроительных предприятиях. Гораздо "теплее" во всех отношениях на юге (83,3): основные в здешних краях сельхозкультуры -- подсолнечник и кукуруза -- дали прошлым летом небывалый урожай и, соответственно, хорошие виды на экспортные поставки. Да и выращенные на личных подворьях овощи и фрукты в разгар курортного сезона ощутимо пополнили бюджеты местных жителей. Как, впрочем, и "инвестиции" отдыхающих.

Кстати, в соседней России к концу 2000-го был зафиксирован близкий к рекордному показатель "разогрева" потребительских настроений, близкий к предкризисному 1997-му. Эксперты полагают, что россиянам удалось не только преодолеть последствия кризиса, но и выработать некую "более экономную" модель развития. Но, по версии экспертов "Сегодня", "старшей сестре" в прошлом году ой как помог искусственно вызванный странами ОПЕК нефтяной кризис. Он-то и наполнил российский бюджет незапланированными шальными нефтедолларами и обеспечил дутый "феномен" экономического роста.