Выпуск газеты Сегодня №52 (804) за 05.03.2001
ТРАМВАИ ЗАМЕНЯТ МАРШРУТКАМИ?
-- Я проработал на электротранспорте полвека, -- рассказывает Юрий Зильбербранд, инженер "Киевэлектротранса". -- Занимался непосредственно трамвайным движением, изучал его организацию во всем бывшем Союзе, бывал и за границей -- там особенно бережно относятся к трамваю. У нас же с этим видом транспорта творится что-то невероятное. Проверенные годами маршруты предлагают закрыть, снести трамвайные пути по улице Саксаганского, Дмитриевской, по проспекту Воссоединения, Ленинградской площади, проспекту Гагарина и мосту Патона, как когда-то сняли трамвай №8, который курсировал от Соломенки до университета, и № 2, что ездил от Львовской площади до железнодорожного вокзала.
Юрий Зильбербранд считает, что ликвидировать маршруты не стоит: во-первых, киевляне уже привыкли к ним, во-вторых, некоторые предлагается заменить "маршрутками", но ведь не у всех есть возможность платить за проезд на 25--50 копеек больше, в-третьих, трамвай -- достаточно пунктуальный и надежный вид транспорта.
Причины, из-за которых некоторым трамваям (и троллейбусам тоже) грозит "сокращение", достаточно веские. По подсчетам специалистов, 88,5% трамвайных и 99,3% троллейбусных маршрутов перевозят пассажиров с наполнением 7--9 человек на метр квадратный, что практически вдвое превышает норму. Если бы все было "по правилам" (4--5 человек на кв. м), то Киеву дополнительно нужно 166 трамваев и 206 троллейбусов. Чтобы убедиться, насколько реально такое пополнение транспортного парка, достаточно поднять статистику: в прошлом году появилось 18 новых троллейбусов и ни одного трамвая. Между тем, количество машин стремительно падает. Сравните: в 1985 году в Киеве был 921 трамвайный вагон, в 1990 -- 902, в 1995 -- 725, сейчас -- 579. Такая же ситуация и с троллейбусами: если пятнадцать лет назад их было 1104, то теперь всего 589... Поэтому и предлагается закрыть или сократить ряд маршрутов, а освободившиеся машины перераспределить на самые загруженные линии.
Кто попадает в немилость? Трамвайный маршрут №1 -- его планируется закрыть на участке от ул. Старовокзальной до Дворца спорта (из-за перенасыщенности транспортом улиц Саксаганского и Жилянской). На маршруте №27 работают всего два вагона, интервал их движения 47,5 минуты, к тому же, он дублируется маршрутами №№21, 31 и метрополитеном. Похожая ситуация и с трамваем №6, который дублируется маршрутами №№10, 18 и метрополитеном.
"Сокращение" грозит и некоторым троллейбусным маршрутам: №3 -- потому, что на нем работают всего четыре машины, да и то в часы "пик", и он полностью дублируется маршрутами №7-к и №26. №28 дублируется №№23, 26, 35. Маршруты №№5, 7, 12 планируется закрыть на участках, которые дублируются метрополитеном.
Предлагается также заканчивать движение на некоторых маршрутах после 21.00. Специалисты мотивируют это нецелесообразностью и большими убытками для "Киевэлектротранса" -- в поздние часы пассажиров мало. Среди таких трамвайных маршрутов №№1, 10, 11, 12, 19, 21, 29. По пути следования №№ 19, 21 можно организовать движение микроавтобусов, как и на маршрутах №№14, 18 (с 22.00 ч.). Планируется заменить микроавтобусами и №№5, 26 от станций метрополитена "Дворец спорта" и "Лисова" -- с 23.00, с этого же времени маршрут №28 сократить до ул. Сабурова.
Предлагается с 21.00 закрыть движение троллейбусов №№ 6, 9, 14, 19, 29, 35, заменив последние четыре микроавтобусами. Троллейбусы №№ 10, 20 прекратят работу в 20.00, а №№8, 15, 16, 17, 21, 22 -- с 22.00 (их тоже заменят микроавтобусы), №№ 1, 7-к -- с 23.00...
Будет и путаница, и негодование пассажиров, которых, кстати, столичным электротранспортом в прошлом году было перевезено 572 миллиона.
-- И демонтаж некоторых трамвайных линий, и замена одного вида транспорта другим на отдельных маршрутах -- пока лишь на стадии предложений, никто еще не принимал никаких решений, -- объяснил Виталий Дмитренко, замначальника КП "Киевэлектротранс". -- Транспортники делают все возможное, чтобы улучшить передвижение пассажиров по городу. Такими вопросами, естественно, надо заниматься комплексно, над чем сейчас и работают в "Киевпроекте".