1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №53 (805) за 06.03.2001

БЫЛ ДА СПЛЫЛ МИЛЛИОН АЛЫХ РОЗ

Пройдет еще несколько дней, и весеннее солнце "слижет" с киевских склонов последний снег. Так хочется, чтобы чернеющая земля, как в старые добрые времена, покрылась яркими благоухающими цветами...

-- Когда-то Киев считался самым цветущим городом, -- рассказывает Эдуард Фрегер, директор ГКП по эксплуатации зеленых насаждений Шевченковского района. -- Нашей гордостью были цветочные панно из густых низкорастущих ковровых растений, украшавшие Киев с апреля-мая по октябрь.

Площадь под такие "картины" (размером 6 х 6 метров) готовилась особенно тщательно: сначала снимался травяной покров, его заменяли специального состава плодородным шаром грунта, чтобы все высаженные цветы обязательно принялись. Затем земля утрамбовывалась, и к делу приступали ландшафтные архитекторы. Тонкой указкой они рисовали нужную картину на земле, после этого по контуру вбивали колышки и натягивали шпагат. Теперь рисунок можно было "оживлять" -- из расчета 250--400 растений (не менее десяти оттенков) на один квадратный метр.

Много лет подряд перед зданием Кабмина "рос" портрет Ленина. Засаживать его начинали с макушки. На панно Владимира Ильича уходило примерно 150 тысяч ковровых цветов -- седум и родей. Один цветок стоил девять копеек, а вся картина обходилась почти в 10 тысяч рублей. По тем временам на эти деньги можно было купить хороший автомобиль.
Фитопортреты -- игрушки по сравнению с воспроизведением ордена "Победы". Изображая эту награду, очень сложно было добиться четких контуров и передать всю цветовую гамму. Расцветок катастрофически не хватало, поэтому цветы приходилось подкрашивать по фирменным рецептам -- поджаривая их на солнце или накрывая пленкой. А самая оригинальная картина "жила" возле филармонии. У цветочных часов из вангутты были деревянные стрелки, к ним подводили механизм и они всегда показывали точное время.

Сегодня цветочные панно в городе -- большая редкость. Портреты и картины делают раз в год и только для выставки цветов. Людей, умеющих выполнять такую работу, почти не осталось, а молодежь неохотно берется за весьма хлопотное и малооплачиваемое дело. Чтобы украсить город и заработать хоть какие-то деньги, озеленители предлагают богатым организациям сделать для них цветочную рекламу. Например, написать с помощью цветов название фирмы (как когда-то на Подольском спуске цвел лозунг "Слава КПСС"). Сначала желающих было много. Но если посадить панно сегодня не так дорого, то дальнейший уход... (Каждые 10 дней творение нужно стричь, как в парикмахерской, облагораживать контуры, приводить в порядок каждую деталь.) Прикинув общую стоимость живой рекламы, современные предприниматели от затеи отказываются.

Нынче количество цветов в городе уменьшилось, по самым скромным подсчетам, в два раза. Еще не так давно в одном только Шевченковском районе было 70 тысяч роз, сегодня -- ни одной. Бич цветников -- воры. Со столичных клумб теперь уносят не только дорогие цветы, но и копеечные растения. Все они, как правило, отправляются на кладбища в виде венков, букетиков и рассады. А ведь один цветочек стоит не менее 50 копеек, не считая посадки, поливки, дальнейшего ухода за ним. Бюджет на все про все предусматривает 450 тыс. грн. -- для Киева мизерная сумма. Вот и будут красоваться на столичных клумбах простенькие сальвии, чернобривцы или маргаритки. Если преждевременно не отправятся на городские кладбища.