Выпуск газеты Сегодня №53 (805) за 06.03.2001
ВСЕ НА РАСПРОДАЖУ, ИЛИ ПОЧЕМ СТОИТ ЛОХАНУТЬСЯ?
Вспомнила об этом, придя на спектакль театра Антона Чехова "Цена" ("Распродажа") Артура Миллера. О самом спектакле писать не буду, потому что его предваряли такие "мизансцены", которые отбили охоту вообще его смотреть. А началось все по законам классической драматургии -- с интриги. Как любой грамотный человек, я знала, что в Москве есть театр имени Антона Чехова -- прославленный МХАТ. О существовании еще одного театра, но не имени, а самого Антона Павловича, даже не догадывалась.
По логике вещей, размышляла я, это должен быть театр с драматургией Чехова или соответствующим репертуаром. Но в афише театра -- исключительно западные авторы: Слэйд, Слуцки, Вебер, Миллер и... единственный отечественный современный -- Птушкина. А причем же здесь Антон Павлович? Иначе как рекламной "фишкой" объяснить это невозможно. По телевидению накануне гастролей неустанно крутили рекламный ролик, основным "зерном" которого совсем по-Станиславскому были "манки" -- имена "звезд" отечественного кино, в том числе Веры Глаголевой и Ларисы Удовиченко. Перед спектаклем выяснилось, что в нем вообще только одна женская роль, которую исполняет не столь известная широкой публике Вера Воронкова. Чего не сделаешь ради рекламы!
А еще замучил географический вопрос. Насколько мне известно, заявленные в спектакле и любимые публикой Олег Басилашвили и Анатолий Равикович -- истинные питерцы. Валерий Золотухин всегда был актером московского театра на Таганке. Собрать их можно было только в антрепризе. А так сегодня она напоминает скорее старые концертные сборные бригады, чем театр, и в последнее время стала терять популярность, а организаторы прикрылись еще одной рекламной фишкой. Почему же открыто не написать -- "антрепризный театр" (что, кстати, в Москве всем известно)?
География подвела и на первом представлении "Цены" в Киеве. Начало задержали на целый час, потому что Олег Басилашвили прилетел в Киев только в 19.00. И публике пришлось подробно изучить все особенности стен театра и буфетный "репертуар". Мой вопрос: "А когда же артисты успеют "попробовать" новую для себя сцену?" -- удивил даже всезнающих "франковских" билетерш: "Такого практически не бывает. Разве что, когда приезжает труппа какого-нибудь настоящего театра. Наши "собственные" артисты, до миллиметра зная родную сцену, пробуют ее перед каждым спектаклем. А чужим на заработках не до таких "мелочей!"
Да знаю я об этом, но актеры не виноваты. Их ставят в подобное положение лихие или неумелые организаторы подобных "малых" гастролей. Спекулируя именами и заслугами актеров, они выставляют цены на билеты, способные "переплюнуть", учитывая нашу среднюю зарплату, все мировые театральные цены. Сами же "приманки" получают очень небольшой гонорар по сравнению с организаторами. Считать чужие деньги неприлично, но мне бы хотелось, чтобы нас хотя бы уважали, привозя в Киев "пищу духовную".
Чем же закончился этот "театральный" вечер? Когда я с ужасом представила, как уже немолодой, очень уважаемый мною артист, сразу же после самолетной тряски и автогонок по Бориспольской трассе, уставший, расстроенный и взмокший, выйдет на сцену и будет делать вид, что он играет в театре, мне стало жалко и его, и себя. И, не дожидаясь театрального катарсиса, ушла. Воистину, не "ЦЕНА", а "РАСПРОДАЖА". А стоит ли нам покупать все, что предлагают?