1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №54 (806) за 07.03.2001

КОМУ ВЫГОДНО ГОВОРИТЬ О ВЫБОРАХ ПО ПАРТИЙНЫМ СПИСКАМ?

До марта 2002, когда украинцам предстоит избрать новых депутатов всех уровней, остался всего лишь год. Вот почему в последнее время так зашевелились политики. Вот почему простые граждане то и дело становятся свидетелями скандалов, резких заявлений и демаршей... Да и сами депутаты нынешнего созыва довольно серьезно задумываются о своем ближайшем будущем. Их коллективная мысль родила в январе этого года поправки к Закону о выборах. Они довольно радикальные. А именно -- проводить выборы только по партийным спискам.

18 января эти поправки были приняты. Однако Президент закон не подписал. Поговаривают, в парламенте идет тщательная подготовка к преодолению вето главы государства. Количество желающих "партийного прохождения" зашкаливает за положенных триста голосов. Кому же выгодны такие выборы?

КОММУНИСТЫ-ЛЕНИНЦЫ ИДУТ...

Оказывается, мало кто помнит, что в 1998 году над украинскими избирателями уже проводили "эксперимент". Тогда, к примеру, из 122 депутатов-коммунистов лишь 38 были избраны по мажоритарным округам. Да и то 14 из них представляли форпост коммунизма -- Донбасс. По мажоритарным округам все чаще побеждали представители новой региональной элиты. Но это не помешало коммунистам пройти в парламент по партийным спискам и создать там самую большую фракцию. Январские поправки к Закону о выборах, таким образом, для коммунистов являются очередным шансом "пустить корни" в Верховной Раде. Они же могут существенно увеличить в 2002-м году фракцию КПУ в парламенте. Поучителен в этом смысле опыт Молдовы, где к власти фактически пришли коммунисты.

ДРУГИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ

Введение в действие поправок к Закону о выборах ждут и украинские национал-демократы. Они надеются на победу. Правда, их вечная проблема разобщенности может сыграть с ними очередную злую шутку. Рядовому избирателю, в принципе, совсем не интересно, почему на одну Украину приходится аж три партии, где встречается слово "рух". Кстати, в том же 1998 году из 48 руховцев 17 были избраны по мажоритарным округам. В целом же пропорциональные выборы могут еще раз "вытянуть" руховцев (правда, лишь тех, кто составит более авторитетный список) в Верховную Раду.

Третьей политической силой, которой безусловно выгодно говорить о пропорциональных выборах, является то движение, которое пока что лишь формируется вокруг акции "Украина без Кучмы" и вокруг Форума нацспасения. Разношерстные по своим идеологическим взглядам политики сегодня оказались в одном лагере. Стечение обстоятельств и политическая конъюнктура объединили и СПУ, и УНР, и "Батьківщину", и "вечных революционеров" всех мастей. Оппозиционность этих сил способна привести их в парламент. Все это немного напоминает прежнюю революционность ПСПУ, утратившую свои позиции в "неравной" борьбе.

В принципе, в выигрыше оказываются и "зеленые". Предлагаемые выборы нужны им как воздух. Ведь именно эта партия в 1998 году продемонстрировала чудеса избирательных технологий. В подтверждение этого говорит раскрученный общий логотип и фактически отсутствие харизматических личностей. Лишь в случае проведения выборов на пропорциональной основе "зеленые" могут опять войти в Верховную Раду, поскольку кандидатов на мажоритарные округа у них очень мало.

Не проиграют и объединенные социал-демократы. Их уверенность в своей победе имеет серьезные причины. Не секрет, что эсдеки за последнее время ушли несколько вперед в пропаганде своих идей и своих лидеров. К тому же они имеют "свой" электорат во многих регионах. В последнее время СДПУ(о) сотрудничает с "Демсоюзом", у которого есть достаточно разветвленная сеть первичек, составляющих ранее подразделения фонда "Социальная защита".

О ТЕХ, КТО ПРОИГРАЕТ

Ответ на этот вопрос напрашивается сам по себе -- региональная элита и те, чьи позиции можно отнести к независимым. Да и сам избиратель. Действительно, сейчас преимущественно весь политический бомонд сосредоточен в столице. Будущая Верховная Рада может превратиться в нечто вроде Киеврады, но со значительно большими полномочиями. Выходом мог бы стать двухпалатный парламент, но эта идея затерялась где-то в имплементационных дебрях результатов референдума. Потому-то выборы на пропорциональной основе могут стать очередным экспериментом до тех пор, пока не будет принят ряд законов, регулирующих деятельность политических партий и оппозиции в правовом поле.