1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №54 (806) за 07.03.2001

"КОСМОС, КОСМОС! Я ТРОЛЛЕЙБУС! ПРИЕМ..."

В некоторых западных столицах граждане давно наблюдают за передвижением городского транспорта, не выходя из дома. С помощью Интернета можно узнать, на каком расстоянии от ближайшей остановки в данный момент трамвай или автобус, когда ожидать следующий. Это позволяет экономить время, а транспортникам -- работать эффективнее. Нечто подобное сегодня пытаются внедрить и в нашей столице.

Когда-то Киев считался лидером по части изобретений для общественного транспорта. 15 лет назад, например, передвижение машин в городе контролировали индуктивные датчики (маячки), вмонтированные в асфальт и посылавшие диспетчеру сигнал, когда мимо проезжал автобус.

Сегодня местонахождение транспорта не контролируется, поэтому городские власти решили устранить недоработку. Отечественные инженеры, некогда работавшие на "оборонку", изучив западный опыт и адаптировав его к нашим условиям, начали работу над созданием автоматизированной системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом (АСУ ДГПТ).

-- Это чудо инженерной мысли должно работать в трех направлениях, -- рассказывает руководитель проекта Александр Шпита. -- Первое звено в цепочке -- водитель. Приступая к работе, он будет получать на руки так называемый "черный ящик", или, выражаясь языком техников, мобильный терминал (прибор спутниковой навигационной системы управления и отображения информации). Этот умный механизм сможет сообщать о скорости движения, загруженности, технических поломках, а также о всех вынужденных остановках по пути следования. Словом, непрерывно контролировать работу машины и водителя. Также будет объявлять остановки и информировать об изменениях в маршруте. Пульт снабдят еще и прямой связью с городскими службами 01, 02, 03, 04, чтобы в любой момент водитель мог вызвать на место происшествия нужных специалистов. При всей своей навороченности "черный ящик" настолько прост в управлении, что не требует дополнительного обучения водителей.

Вся информация с терминала будет автоматически передаваться в центральную диспетчерскую, где на электронной карте можно будет увидеть, где находится и куда направляется та или иная машина. Если окажется, что на какой-то линии перегрузка, диспетчеры оперативно смогут разгрузить маршрут, перебросив туда резервные или дополнительные машины с менее загруженных магистралей. Система видеонадзора позволит получать оперативные данные со всех крупных транспортных узлов столицы и заранее предупреждать о возникновении пробок. Обобщенная информация будет поступать в единый центр управления, где компьютеры скорректируют существующее расписание движения, выпуск машин на линию, направления пассажиропотоков. Это даст возможность составить наиболее удобные графики движения. Планируется также, что на каждом павильоне ожидания (остановке) появится табло, которое будет информировать пассажиров о времени прибытия того или иного вида транспорта.

Как и всякое новое дело, проект имеет не только плюсы, но и минусы. Преимущества в том, что новая система на 20% увеличит скорость движения транспорта на самых тихоходных маршрутах, на 10% уменьшит его количество, сократит диспетчерский персонал в 5--6 раз, и, что немаловажно -- будет организована двусторонняя радиосвязь "водитель--диспетчер". Из недостатков -- большие капиталовложения, которых требует внедрение проекта, а это около 1,8 млн. долларов. Но, как заверили нас разработчики, делу нужно дать лишь толчок, то есть профинансировать первый этап. Например, испытать систему на одном из транспортных предприятий. Для города такой риск обойдется в 44 тыс. долларов. Если эксперимент пройдет удачно, можно будет привлекать инвесторов.

При достаточном финансировании на внедрение системы во всем городе потребуется два с половиной года, зато окупится ноу-хау года за полтора. Экономический эффект, по подсчетам специалистов, составит более чем 10 млн. грн. в год. Подобные системы уже давно и с успехом работают в других странах мира, а отечественный вариант пока проходит экспертизу в Национальном транспортном университете.