1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №56 (808) за 12.03.2001

СТАЛИНСКИЙ СУПЕРМАРКЕТ НА ПЛОЩАДИ ПОБЕДЫ

Не прошло и двадцати лет после завершения очередной реконструкции столичной площади Победы (когда был сооружен 43-метровый обелиск Городу-герою и подземный переход), как власти наметили новую реконструкцию. На сей раз планируется расширить автостраду, убрать с площади автостоянки, разобрать долгострой на пересечении бул. Шевченко и ул. Дмитриевской. В общем, мелочи.

Самыми "перестроечными" были 1960-е годы (тогда появились цирк и универмаг "Украина"), а первую реконструкцию Галицкая площадь, не менявшаяся с 1860 года, пережила в 1934 году, когда был принят первый советский генплан развития уже столичного Киева. По площади все так же грохотал трамвай, стояли железная Иоанно-Златоустовская церковь и любимый киевлянами рынок -- Евбаз. Но вот застройка вокруг площади была, по оценкам советских архитекторов, неудовлетворительной -- "старые кирпичные дома-халупы и сооружения с купеческо-претенциозными потугами на модерн" (журнал "Соціалістичний Київ", 1934 г.). Все это "убожество" не соответствовало новому столичному статусу города.

Галицкая площадь оценивалась как важный транспортный узел, связывавший вокзал с Петровкой--Подолом и центр с "важной пригородной периферией" -- районом завода "Большевик". В соответствии с этой оценкой был разработан проект, предлагающий продолжить улицу Гершуни (нынешнюю О.Гончара) до Брест-Литовского шоссе с одновременным расширением площади за счет сноса церкви и прилегающих кварталов. От асфальтированной площади (последнее слово тогдашней автодорожной технологии) должен был начинаться целый квартал зданий хозяйственно-экономического характера областного и общегородского значения". Кроме того, за площадью было решено сохранить ее торговый характер. Это требование стало основой плана. Центром будущей площади, разгороженной широкой тополиной аллеей, должен был стать суперсовременный крытый рынок (район современного цирка), который должен был стать настоящим гигантом "советской торговли" -- супермаркетом, где продавались бы не только продукты, но и "вещи домашнего употребления". Евбаз с его торговлей с возов окончательно ликвидировался, а продукты "как отдельных колхозников, так и колхозов" должны были продаваться с автомашин в самом здании. К услугам продавцов и покупателей предоставлялось также новейшее торговое оборудование -- огромные холодильники и рыбные бассейны.

Транспортные возможности площади по этому плану также увеличивались. Достигалось это за счет сноса "одноэтажных, разрушенных хат" -- квартала на пересечении улиц Жадановского (современной Жилянской) и бульвара Шевченко. Основной транспортный поток в то время направлялся с Дмитриевской и Златоустовской улиц на улицу Жадановского, а движение по бульвару чаще всего имело площадь конечным пунктом. В сквер за рестораном переносились трамвайные пути и остановки, а на пересечении бульвара и улицы Жадановского оборудовалась новейшая "бензино-наливная станция". Таким образом, учитывая "внешнюю живописность и большое хозяйственное значение" Галицкая площадь (с 1952 года -- площадь Победы) должна была стать "одной из опорных точек нового социалистического Киева -- столицы УССР".