1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №56 (808) за 12.03.2001

"БЕЗ СВОЕЙ ЖЕНЫ Я ИЛИ СПИЛСЯ БЫ, ИЛИ ИСТАСКАЛСЯ ПО БАБАМ"

На небосводе звезда под номером 11145 носит имя Евгения Матвеева. Сегодня он -- красиво стареющий мужчина, по которому вздыхали почти все женщины-зрительницы необъятного Советского Союза. Он был просто обречен играть положительных героев с мятущейся душой, что он с блеском и делал в фильмах, рейтинг которых до сих пор "зашкаливает": "Дом, в котором я живу", "Поднятая целина", "Родная кровь", "Цыган", "Любовь земная", "Любить по-русски".

О его внешне спокойной жизни можно написать бестселлер под названием, которое носит один из самых его удачных фильмов -- "Судьба". Хотя бы потому, что мальчик из украинской глухой периферии, где никогда не было театра, с детства целеустремленно шел в актерскую профессию. Также мало кто знает, что популярный киноактер Евгений Матвеев довольно поздно пришел в кино -- лишь в 33 года. А до этого "на Матвеева" ходили в театр -- сначала в тюменский, потом в известный в свое время новосибирский "Красный факел" и, наконец, в знаменитый московский Малый. Но судьбой все же стало кино. И даже сегодня, когда многие артисты специально "уходят" в театр, чтобы не остаться за "бортом ", Матвеев к театру не приближается.

Он дважды невольно "перебегал" дорогу Владимиру Высоцкому в фильмах "Емельян Пугачев" и "Я -- Шаповалов Т.П.". Об этих ролях мечтал Владимир Семенович, а в фильмы взяли Евгения Семеновича. Были в его судьбе и такие моменты, за которые ему лично стыдно. Как, например, за подпись под пресловутым письмом интеллигенции против академика Сахарова. Или роль Леонида Брежнева в фильме "Солдаты свободы", которая имела для актера драматические последствия. Играл он Брежнева и гораздо позже, в криминальном фильме о советской мафии "Клан". Сначала она как бы подтолкнула карьеру Матвеева, а потом стала главным козырем для обвинения его во всех смертных грехах.

Он дважды так разбивался, что его работа и даже жизнь были под вопросом. Кстати, оба раза связаны с образом Макара Нагульнова из "Поднятой целины" (на съемках и потом на фестивале). В тяжелый для себя период жизни он написал мемуары, а рукопись пропала -- украли портфель с бумагами при переезде на дачу. В общем, в биографии Евгения Матвеева наберется достаточно жизненных и творческих перипетий, чтобы написать сценарий и поставить увлекательнейший фильм "Судьба-2". Но уже о себе.

"ДО СИХ ПОР ПАХНУ КИЗЯКОМ И ПАРНЫМ МОЛОКОМ"

-- А знаете, что бы я ни делал, все же мысленно там, на Херсонщине. Вспомню о земляках и думаю: "А до них дойдет картина? А как они ее примут?" То есть для меня родина, как лакмусовая бумажка и мне ужасно хочется, чтобы там знали, что я очень люблю их и свое отечество. Нигде и никогда я не встречал такого чуда, которое было там -- таких степей, жаворонков, а ночью бесчисленное количество звезд на небосводе. Я сейчас только во сне все это вижу.

-- А ваша музыкальность -- тоже оттуда? Ваши фильмы наполнены хорошей музыкой.

-- Я свою жизнь без песни и вообще без музыки не представляю. И во всех фильмах большое внимание уделяю этому компоненту. Потому что это не украшение и не забава, это не виньетка -- это душа фильма. Когда герой молчит, за него "говорит" музыка. Поэтому я очень долго и тщательно работаю с композитором. Я не могу ему сказать, какие ноты нужны, это не моя профессия, но чуять -- чую: мелодию, настроение, эмоциональный строй. Это во мне сидит, и я мучительно доказываю, наигрываю, пою какие-то романсы, песни для того, чтобы натолкнуть композитора на то, что я хочу. Иногда это получается и тогда моментально летит в народ. У меня с композитором Женей Птичкиным даже произошел скандальный случай, мы поругались. Помните в "Любви земной" есть песня "Сладка ягода". Фильм еще не вышел на экраны, а песня, специально написанная для него, уже звучала во всех ресторанах, пьяных гулянках. Я был в ужасе -- и к Жене за объяснением. А он оправдывается: "Понимаешь, меня попросили ее спеть один раз на радио". Спел только раз, а разлетелась многоразово. И когда уже фильм вышел, люди думали, что это какая-то старая народная песня.

--Ваш фильм "Любить по-русски-2" называли "народным", прежде всего за то, что на его съемки деньги собирали всем миром. О чем эта история ?

-- То, что у нас произошло с фильмом "Любить по-русски-2" -- и приятно, и где-то даже страшно. Приятно, потому что я знаю, что такого счастья не испытал ни один режиссер за всю историю кинематографа. И думаю, что уже никогда не испытает. На премьере первого фильма "Любить по-русски" зрители просто скандировали: "Продолжение, продолжение!" Представляете? Народ просит не на кусок хлеба, а духовной, нравственной пищи. И когда я сказал, что готов снимать дальше, но у государства нет на это денег, зрители бросились к сцене и начали их давать. Мы вынуждены были объявить счет. Кто посылал деньги? В основном люди старшего поколения. Пошли уже миллионы, потому что для фильма нужно было по тем временам 5 миллиардов рублей, иначе его не снять.

-- Вы в своих фильмах все время говорите о земле. Это что -- ваша тема или ваша судьба?

-- Был такой период, когда я как актер, мог выбирать роли. А это -- как жену выбирать. Я серьезно говорю. Если екнет что-то внутри -- значит твоя. Чаще всего у меня "стучало" тогда, когда соприкасался с народной судьбой. Потому что, как мне кажется, мой пупок от земли не оторван, я до сих пор еще пахну ковылем, кизяком или парным молоком -- это моя среда. Когда я читаю про это, вдруг по телу идет какая-то нега, жарко делается. И когда меня сейчас спрашивают, что такое любить по-русски, я говорю: "Это, прежде всего, не по контракту". Любить -- значить беречь, защищать, бороться. Имею в виду не только мужчину-женщину, но и стариков, детей, землю. Мне кажется, что герой проявляет свои наилучшие качества в борьбе, на пике напряжения. Когда он живет ровно, благополучно, можно и не знать -- хороший он человек или подлец. У Льва Толстого о князе Нехлюдове, которого я играл в фильме "Воскресенье", замечательно сказано, что в нем было два человека: один был человечный, а другой -- зверь. Опять-таки, у Толстого, об искусстве: "Взять у народа лучшие, возвышенные чувства, пережить их и вернуть народу". Гениально! То, чего, к сожалению, нет сегодня у молодых творцов. Они увлекаются чернухой. Им видна всякая гадость: цинизм, разврат. И тащат всю эту гадость на экран или сцену. Это не значит, что этого нет, но тут вопрос в пропорции. Что ты хочешь дать человеку? Ты хочешь сказать, что он добрый, сильный, красивый и этим продлить ему жизнь? Или ты хочешь сказать, что он дрянь? Так он же не доживет до утра -- умрет.

"ДАЙТЕ НАМ УМЕРЕТЬ, А ПОТОМ ДЕЛАЙТЕ, ЧТО ХОТИТЕ..."

"Черный" 1986 год принес Матвееву еще один удар судьбы. На знаменитом пятом съезде кинематографистов СССР было перечеркнуто творчество, а с ним и жизнь многих талантливых людей, которых обвинили, говоря современными понятиями, в удачливости карьеры. Среди них оказался и секретарь Союза кинематографистов Евгений Матвеев, смещенный с должности. Он тяжело пережил эту ситуацию: были даже мысли о смерти. Но победила цельность характера, помогла семья. В одном издании даже появилось интервью с Евгением Семеновичем, названное сказанной им фразой: "Дайте нам умереть, а потом делайте, что хотите...". В нем он так излагал свое понимание происходящего: "Это было торжество тех, кто с саблями наголо и с гиканьем выскочил из леса: "Да здравствует новое кино!" Все поделилось на старое и новое, на черное и белое, на наше и ваше, на прогрессивное и реакционное. Я тоже мечтал об обновлении, давно видел, что мы живем не так. Все-таки посетил 38 стран, во многих был по несколько раз. Но я не знал, как надо, и до сих пор не знаю. Мы просто не ощущали давления. Хотя у меня нет ни одной картины, которую приняли бы без поправок. Другое дело, что я шел на эти поправки, принимал компромиссные решения. Но это тоже было частью воспитания. Потом, не забывайте: молодой режиссер может себе позволить амбиции, может сказать -- пусть моя картина пролежит на полке пятьдесят лет. У него полвека впереди, а у меня, быть может, только год. Я уступаю, потому что главное, что я несу зрителю, все равно останется -- это уничтожить нельзя.

-- Вот смотришь на многих ваших экранных героев и думаешь: "Боже мой, да как же человек может жить на таком нерве, что из него кровь по капле исходит". А вам самого себя не жалко?

-- Какое счастье, что ты отдаешь и знаешь, что эта отдача сделала человека хоть на мгновенье счастливее! Я когда это вижу, то испытываю чувство, называемое на современном жаргоне "кайфом".

-- Вы можете объяснить, почему у нас многие народные песни начинаются со слова "ой"?

-- Знаете, моя мама была совершенно безграмотная женщина. А мы с женой (она была артисткой хора Большого театра) часто пели одну из моих любимых песен "Ой, у лузі, та ще при дорозі червона калина". И там были такие строчки: "Ой, було б тобі, мамо, цих брів не давати". Мама всегда плакала: "Що ж я тобі брів не дала?" Она воспринимала песню, как жизнь. А "ой", наверное, воспринимается "как мне больно, и как мне ловко".

-- Во всех фильмах, где вы играли как актер или снимали как режиссер, ощущается какое-то особенное поклонение женщине. Да и актрисы у вас такие замечательные!

-- Это опять же интуиция. Меня тянуло к очень высокому и благородному. А все мои партнерши были божественно талантливы, разные по характеру, и каждая из них неповторимая личность. Мне просто везло, что я находил их. И везло, что они отвечали тем же. А через них я говорил о красоте женщин. Я вообще считаю, что женщину нужно поднимать на пьедестал, чтобы она была видна сразу. И делать это надо незаметно, без выпендрежа. Вообще, зрителю добро нужно подбрасывать незаметно. А там и он, зритель, сам того не замечая, сделается чуть лучше после сеанса.

"КАКАЯ Я ПО СЧЕТУ В ТВОЕМ "ГАРЕМЕ"?

Женщины в жизни и творчестве Евгения Матвеева -- тема особая. Наверное, недаром он родился 8 марта: вся его жизнь словно освящена прекрасными женщинами -- мамой, которая его сама поднимала, женой Лидией, с которой они прожили больше пятидесяти лет. А познакомились с Лидой сразу же после войны в Тюмени, где служил 24-летний Евгений Матвеев. Там он руководил и играл в самодеятельности, где и увидела его молоденькая студентка музыкального училища. Он же впервые увидел свою будущую жену на сцене в концерте. "У нее было божественное лирико-колоратурное сопрано. Меня прямо током ударило", -- вспоминает Евгений Семенович. Но бешеная популярность Матвеева-актера и эмоциональность Матвеева-человека не раз приносили не очень приятные сюрпризы и испытания. Сколько было сплетен, сколько душещипательных выдуманных рассказов об очередном увлечении популярного актера! Как только появлялась у него новая партнерша по фильму, так сразу же зрительская молва сочиняла новый роман.

-- И письма писали, и телефон обрывали, и гадости говорили. А уж про моих партнерш чего только не придумывали -- и про Вию Артмане, и про Олю Остроумову, и про Валерию Заклунную, и про Людмилу Хитяеву. Когда встречаюсь с этими очаровательными женщинами, они смеются: какая я у тебя в гареме? Это не значит, что у меня к ним не было никакого душевного расположения. Было. Еще какое! Но я всегда боялся, что рассыплется семья. Без своей жены я или спился бы, или истаскался по бабам...

Евгений Семенович очень рад, что двое его детей, Андрей и Светлана, выбрали профессии, далекие от кино, стали, как он говорит, "нормальными". Но какое счастье, что существуют на этой земле еще и такие "ненормальные", как актер и режиссер Евгений Матвеев, без которого мы, как кинозрители, многого бы недополучили в жизни.