1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №58 (810) за 14.03.2001

ГДЕ КИЕВЛЯНЕ УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ?

Когда я зашел в самолет, он... пролетал над Золочевым. "Высота 3600 метров, скорость -- 600 километров в час", -- ответил на мой вопрос, перекрикивая шум в кабине, 17-летний пилот.

Когда-то о профессии летчика мечтали тысячи мальчишек. Сегодня престижной ее не назовешь. И все же -- остались романтики. А "самолет", в который я вошел "на лету" -- чуть ли не единственное место в Киеве, где еще можно научиться летать.

-- Сергей "вылетел" из "Жулян". Изучил, как положено, метеосводку, получил разрешение на вылет. Сейчас на полпути ко Львову, -- объясняет Иван Москалев, директор юношеского клуба авиаторов. -- Этот парень -- настоящий "ас". Хотя на самом деле "летит" на тренажере, который стоял раньше в учебно-тренировочном центре гражданской авиации. Ему уже более тридцати лет. На этом аппарате тренировались многие пилоты. Когда летчик возвращался, например, из отпуска, его садили сначала за тренажер и только после этого разрешали садиться за штурвал настоящего самолета. Теперь тренажер списали, и на нем учатся воспитанники клуба. "Летают" в Варшаву, Кишинев, Москву, Владивосток, Софию...

Бывший летчик Иван Москалев создал клуб в 1989 году, когда вышел на пенсию. Ребята учатся здесь 3--4 года, с 7 класса. Осенью записываются до 200 человек, до весны остается половина. Но те, что изучают летное дело до конца, потом без проблем поступают в высшие летные учебные заведения страны. Характеристика клуба, в которой сказано, что человек совершил десятки учебных полетов -- лучше любого пропуска. На "практику" ребят возят в Киевский международный университет гражданской авиации -- поупражняться на более совершенном аппарате, -- и на столичный аэродром "Чайка" -- подняться в воздух на настоящем самолете, хотя случается это довольно редко: клуб -- бюджетная организация, и деньги на подобные расходы находятся не всегда.

-- Не меньше ста воспитанников нашего клуба поступили в вузы, получили дипломы пилотов, штурманов, борт-инженеров, борт-проводников, -- не без гордости говорит Иван Семенович. -- А Александр Коновалов, наш выпускник, сейчас кандидат в космонавты Украины. Кстати, у нас учатся и девчонки -- будущие борт-проводницы.

Долгое время стюардесс обучала тонкостям профессии жена Ивана Семеновича. Когда я встретился с ней, то по-доброму позавидовал -- Людмила Москалева облетала весь земной шар -- Дели, Нью-Йорк, Париж, Торонто... Сейчас Людмила Ивановна на пенсии. Хотя "пенсионерами" стюардессы становятся после 7,5 лет работы, она отлетала 15, а это -- 10 тысяч часов в воздухе!

-- Когда мне было девять лет, мы с мамой первый раз полетели самолетом, -- вспоминает Людмила Ивановна. -- Красивая девушка в форме угостила меня сладкой карамелью и этого было достаточно, чтобы я решила: "Вырасту -- тоже буду стюардессой!" Мама тогда посмеялась, но ведь получилось все по-моему! Первый рейс? Помню, конечно. Это было в 1978 году на ЯК-40, рейс -- "Запорожье--Черкассы--Ровно". Был обыкновенный полет, но мне казалось, все знают, что я лечу в первый раз, и следят за каждым моим словом и движением.

Однажды перед взлетом проверяем, все ли пассажиры на месте. Несколько раз пересчитали, а одного человека не хватает, оббегали весь самолет -- нет! Наконец, одна барышня, видя, как мы в горячке бегаем по салону, говорит: "Извините меня, пожалуйста, я женщина тучная, поэтому взяла сразу два билета, чтобы не мешать соседу..." Тут-то все и прояснилось.

В начале девяностых из независимой Украины был совершен первый рейс в Торонто. На борту летели первые лица государства -- Кравчук, Плющ... В канадском аэропорту украинский самолет встречала огромная толпа представителей украинской диаспоры. Первой из самолета вышла Людмила Ивановна. Бортпроводниц тогда одели в национальные костюмы. И до этого Людмиле Ивановне доводилось сопровождать в воздухе власть имущих, еще Советской Украины. Со стюардесс тогда, кстати, брали подписку о неразглашении того, что они слышали или видели на борту самолета.

-- А еще был такой случай. Нам пришлось сделать вынужденную посадку в Иране. Так работник Аэрофлота запретил нам даже выглядывать в иллюминаторы, что уж говорить о том, чтобы выйти на трап в обычной форме. Тогда ребята отправились в аэропорт и купили каждой из девушек паранджу. В таких нарядах мы и вышли из самолета, а потом -- в отель. Говорят, иначе бы мусульмане нас не пощадили и побили палками. Зато в немусульманских странах осталось очень много наших стюардесс. В одном Нью-Йорке сколько! Визу открыть практически невозможно, поэтому много девушек со служебным паспортом в день вылета самолета на родину просто оставались там. Устраивались нянями, горничными, гувернантками...

Что было в работе веселого? Полеты со знаменитостями. Я летала со всеми: Пугачева, Киркоров, Кобзон, Леонтьев, Ротару, Лещенко, Толкунова... Они, кстати, вели себя на борту очень скромно. Более того, заходили в салон раньше всех пассажиров и садились в первые ряды, чтобы их никто не видел. И нас просили не рассказывать, кто летит. После посадки выходили последними, все так же незамеченными. Теперь звезды летают на собственных самолетах. Хотя, бывает, закупают весь первый салон самолета. Приходилось возить за границу киевское "Динамо", еще то, с Блохиным, Буряком... И олимпийские сборные Украины, начиная с 1980 года, так что дети были обеспечены автографами знаменитостей.