1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №58 (810) за 14.03.2001

ПРОЩАНИЕ С "БАЛЕТОМ"

Не так давно у всех на слуху были имена украинских звезд художественной гимнастики -- Тимошенко, Скалдиной, Серебрянской, Витриченко... Сейчас на мировом помосте блистают россиянки -- Кабаева, Барсукова, Чащина... Произошла смена лидерства гимнастических школ. А поскольку после распада СССР в Международную федерацию гимнастики попадал только один представитель от бывшего неделимого, им стала заслуженный тренер России Ирина Виннер. Имея большой вес в техническом комитете федерации, Ирина Александровна сумела добиться введения новых правил, призванных несколько видоизменить гимнастику.

Прокомментировать, что из этого получилось, я попросила саму Ирину Виннер и основоположника украинской школы Альбину Дерюгину.

-- Ирина Александровна, много разговоров на киевском турнире шло вокруг таких противоречивых новых правил. Хотелось бы узнать ваше мнение о необходимости нововведений.

-- Я как член техкома международной федерации буду стоять насмерть за эти правила. Ведь приходит много писем из разных стран -- что это ужасная программа, что она только для россиян, что теперь гимнастика умрет. Нет, она не умрет, а наконец-то станет спортом, а не клубной самодеятельностью, каковой в последнее время была.

Посмотрите на смежные виды -- ни спортивная гимнастика, ни синхронное плавание не стоят на месте. Усложняются элементы, появился риск. А мы -- как балет. Там сто лет танцуют одни и те же танцы в одной и той же постановке. Только балерины разные. Но художественная гимнастика -- не балет, а спорт, и мы не должны стоять на месте.

-- Кубок Дерюгиной стал первой проверкой новых правил. На ваш взгляд, она удалась?

-- От простого к сложному идти нужно постепенно. В новых правилах задумка хорошая, но всем еще трудно перестроиться, особенно гимнасткам. Судейской коллегии -- намного легче. У судей на столике лежит бумага с указанием всех элементов, которые должна выполнить спортсменка. Судья только следит, выполнена до конца связка или нет. Если допущена ошибка -- снимает баллы. Ну, что здесь сложного? Я не могу сказать, что в Киеве первый блин вышел комом. Но все же правила до конца не выполнялись. Например, оригинальность вообще не засчитывалась.

-- Основная идея нововведений -- исключить подтасовки в оценках. Ваши девочки выглядели на голову выше остальных, и в первый день по оценкам был виден их явный перевес. Что же произошло на следующий день?

-- Я была уверена, что эта программа исключает подтасовки. Но все еще настолько новое... Скажем, я занята со своими гимнастками, вывожу их на помост или за кулисами наблюдаю за разминкой и не слежу за оценками, которые высвечивает табло. И, собственно, не вижу, что происходит в судействе. Мои девочки выступают хорошо. Были ошибки, что-то недокрутили, где-то равновесие недодержали. Но на 2/3 программу выполнили, и я спокойна. Однако перед награждением после двух видов ко мне подошли судьи из Польши, Болгарии, Японии и России и сказали, что на них оказывают давление. Я как представитель Международной федерации призвала судей к порядку. И концовка соревнований прошла нормально.

-- А что случилось с музыкальным сопровождением к выступлению Алины Кабаевой?

-- В музыкальном оформлении наших композиций я полностью перешла на компакт-диски, которые надежнее кассет. Мне не хочется думать, что путаница с музыкой для моей подопечной сделана специально. Но какие-то сомнения проскальзывают. Ведь под эти диски поют даже в опере. А когда Алина начала упражнение, сигнал не прозвучал. Она второй раз начала -- и вновь динамики молчали. И только на третий раз все пошло по плану. Не удивительно, что это выбило девочку их колеи.

-- Алина ходит у вас в любимчиках?

-- Боже упаси, у меня никогда не было любимчиков. Просто у меня в команде всегда есть два лидера, потому что в финал попадают две участницы от страны. А будут попадать три -- у нас будут три лидера.

-- Скажите, как вы пережили уход из спорта Юлии Барсуковой?

-- Юлечка встретила свою любовь и уехала в Америку. Ее парень -- российский фигурист. Если бы не он, Юля продолжала бы выступать, потому что как раз была на гребне славы, у нее не было травм, все в порядке с режимом. Она может есть с утра до ночи и не поправляться. (Алина, например, себе такого не может позволить.) Она прекрасно владеет техникой, предметом, балансом.

-- Чувствуется, вы жалеете, что Юля ушла...

-- Я в жизни никогда не плачу. Но когда она, не подготовив меня, сказала, что заканчивает выступления, выходит замуж и уезжает из страны, я плакала. Но это были слезы матери. Теперь я понимаю, почему матери плачут, когда выдают дочерей замуж.

У меня сын, и когда он женился, мне было просто приятно, что он наконец-то решился. Я пошла искать платье для невесты. Пожалуй, это была единственная проблема -- найти шикарное платье... А вот когда Юлька мне все выпалила, я не сдержалась и зарыдала. Она спрашивает: "Ирина Александровна, почему вы плачете?" Я ответила, что это слезы счастья.

...А из спорта Барсукова не ушла, она будет выступать с мужем как фигуристка. Она ведь к нам пришла из фигурного катания.

-- Не из фигурного ли катания перекочевали юбочки в художественную гимнастику?

-- Я всегда завидовала фигуристкам и их красивым платьицам. И добилась, чтобы нам разрешили в них выступать. Такой костюм делает девчушек женственными и сексуальными. А то мы все голые танцуем, каждая косточка сквозь купальник видна.

-- Ирина Чащина -- достойная замена Барсуковой?

-- Чащина -- своеобразная гимнастка. Ира ворвалась в этот спорт со своим почерком. Она всегда рвалась делать суперсложные элементы. Я ее удерживала от силовой гимнастики. И она стала меняться, у нее появились эмоциональность, выразительность, очаровательная улыбка. Именно под таких девочек, как Ирина, Алина, ваша Аня Бессонова, готовились новые правила. Конечно, возрастным гимнасткам, которым уже по 18--19 лет, трудно это освоить, но пусть они дают дорогу молодому поколению.

А теперь слово Альбине Дерюгиной.

-- На ваш взгляд, новые правила лучше предыдущих или хуже?

-- Приятно, что всех интересует, на каком этапе сейчас находится наша художественная гимнастика. Она, надеюсь, не остановится в развитии и с нововведениями.

Многие, кто наблюдал за соревнованиями, могут определить, что трудность увеличилась в три раза, и за короткий промежуток времени невозможно было овладеть всеми техническими элементами. Правила очень сложные: если гимнастка выполняет какую-то связку, она должна обязательно сделать два-три движения с предметом. А поскольку в гимнастике девочки не очень физически развиты, им тяжело освоить эти элементы. Больно было смотреть, как спортсменки не могли до конца выразить музыкальную идею. И теряли очки. Получается противоречие.

Практически все гимнастки, кроме россиянок и украинок, для новых правил слишком слабые, потому что у них нет ни технической, ни физической подготовки. Эти девочки вынуждены будут оставить спорт. Поэтому я считаю, что правила предусматривают не развитие нашего вида, а его "свертывание". Многие говорят: "Что ж, кто может, тот пусть и занимается". Мы же считаем, что в первую очередь необходимо, чтобы девочки были здоровы, чтобы красиво двигались. А по новым правилам они должны быть атлетами. Посудите сами: в связке нужно выполнять на одной ноге без смены опоры три элемента. Это чревато травмами. И многие из-за этого будут уходить из спорта.