1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №60 (812) за 16.03.2001

"ВЗРЫВ" СОЛЯРКИ

На отечественном рынке "горючки" -- патовая ситуация. Если в ближайшее время не будет решен вопрос с льготами при импорте в страну дизтоплива, отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) будут вынуждены резко сократить производство. В итоге возникнет дефицит горюче-смазочных материалов и, как следствие, ценовой "взрыв".

ПОВТОРЕНИЕ -- МАТЬ...

Обострило ситуацию принятие Верховной Радой Закона "О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001--2004 годы", который предусматривает сезонное (с февраля по октябрь) освобождение от уплаты таможенной пошлины и других налогов импортерами дизтоплива в Украину и регламентирует установление предельных отпускных цен для производителей отечественного горючего. Что, естественно, создает для них "очень неравные" условия конкуренции и ведет к нарушению Закона "О предпринимательстве". И все это -- якобы ради обеспечения наших крестьян "горючкой" на период страды.

На самом деле получим повторение прошлогодней ситуации, когда действовала "нулевая" ставка сборов на ввоз солярки. В результате отечественные НПЗ, не будучи в состоянии конкурировать по цене с импортерами, фактически поменялись с ними местами: за 1-е полугодие 2000-го произвели вдвое меньше дизтоплива по сравнению с аналогичным периодом 1999-го (соответственно 1755 и 925 тыс. тонн), а трейдеры настолько же увеличили ввоз аналогичного импорта!

Как сообщили "Сегодня" в Госкомтаможни, из-за таких льгот трейдерам бюджет Украины недополучил в прошлом году 1,2 млрд. грн. В этом году, если упомянутый закон начнет действовать в полную силу, потери казны прогнозируются на уровне 1,5 млрд. грн. Таможенники обратились в правительство и парламент за разъяснением, о каких именно льготах и для кого идет речь, а до тех пор продолжают взимать пошлину и НДС с импортеров "горючки". По словам замминистра экономики Александра Шлапака, "Трейдеры ввозят нефтепродукты, полностью их растаможивают, но одновременно подают в арбитражные суды иски к таможне с требованием возвратить уплаченные налоги. Решения судов в их пользу станет переломным моментом в дестабилизации рынка нефтепродуктов". Оно и понятно: украинское горючее моментально станет неконкурентоспособным, куда более дешевое иностранное вытеснит его -- вот вам и "черный передел" рынка.

"ЗАКОННАЯ" СМЕРТЬ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

"Чистая" от налогов импортная солярка, по оценкам экспертов, будет на 30--35% дешевле украинской, отягощенной не только нашими, но и российскими налогами, ведь до 80% сырья отечественных НПЗ -- "родом" из РФ.

"Ввоз российской нефти в Украину облагается экспортной пошлиной в 46 евро за тонну, -- комментирует генеральный директор компании "ЛУКойл-Украина" Николай Каденюк. -- Не возмещается и НДС, как при экспорте в дальнее зарубежье, что приводит к удорожанию стоимости нефти на 20%". Его заместитель Дмитрий Крыжановский резюмирует: "Основным принципом работы на рынке нефтепродуктов должно стать создание равных условий для всех субъектов хозяйствования. Льготы должны быть или отменены, или распространены на всех участников рынка. Закон же ставит отечественные НПЗ в условия, когда они будут вынуждены сокращать производство из-за уменьшения платежеспособного спроса на их продукцию. В этом случае ставится под угрозу и проводимая нами модернизация Одесского НПЗ, и выполнение других инвестиционных обязательств".

Под "инвестобязательствами" подразумевается, прежде всего, загрузка заводов сырьем: в 2001-м только Лисичанский, Херсонский и Одесский НПЗ должны переработать в сумме не менее 11,2 млн. т импортной нефти. Но... "Мы расцениваем этот закон как форс-мажорные обстоятельства, не позволяющие нам выполнять инвестобязательства, -- говорит президент компании "ТНК-Украина" Александр Городецкий. -- Мы планировали в этом году произвести на "ЛиНОСе" 2 млн. т солярки, а все НПЗ вместе могут дать 4--4,5 млн. т. При заявленной потребности села в дизтопливе в 3,1 млн. т украинская нефтепереработка в состоянии сама полностью удовлетворить запросы. Сейчас имеем даже определенное затоваривание (по сведениям Минэкономики, имеющийся ресурс дизтоплива -- вдвое больше прошлогоднего. -- Авт.), вынуждены в марте отправить на экспорт 75 тыс. т солярки". Вот так: "они" нам везут солярку, а мы -- им. На алаверды.

Итак, проблема нынешнего дефицита дизтоплива, под которую "пробили" закон, даже не согласовав его в профильных министерствах, -- вымышленная. По оценке специалистов аналитической группы "Нефтегазовая вертикаль", посевную и уборочную кампании можно полностью провести на украинском горючем. Аналогичный аргумент звучит в коллективном обращении нефтехимических компаний к Президенту, премьеру и спикеру. А вот что действительно в дефиците -- так это предсказуемость и прозрачность правил игры на рынке "горючки", который может в любой момент "вспыхнуть" из-за законодательных шараханий. Например, по такой схеме: украинские НПЗ резко сокращают убыточное для них производство солярки (а, значит, и бензина); село в посевную "выпивает" все имеющиеся запасы; возникает дефицит -- и нефтетрейдеры взвинчивают цену. До любого предела, как было в 99-м.

"Нужно решить в принципе, нужна ли нефтепереработка Украине, -- риторически вопрошает Владимир Матыцын, председатель правления ЗАО "Укртатнафта". -- Если да, если правительство действительно намерено на 75% обеспечить потребности народного хозяйства за счет отечественных нефтепродуктов, то как это согласуется с уничтожением нас, производителей?"

А никак не согласуется, считают в Минэкономики. Там уже разработали законопроект об отмене льгот для импортеров. И если лоббисты последних в парламенте дрогнут, то и катастрофы с "горючкой" не произойдет.