1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №63 (815) за 20.03.2001

СПИТ И ВИДИТ... АВТОКРАН

Почти сорок лет назад Анна Борисенко из Великих Сорочинцев села за руль автокрана и с тех пор остается единственной такой женщиной если не в Украине, то на Полтавщине и Харьковщине -- точно.

...В шесть лет Анечка мечтала быть продавцом, чтобы отъесться конфетами и пряниками за все свое послевоенное детство. Ее мама -- Евдокия Яковлевна -- сама ставила на ноги сына и двух дочерей... Однако взрослая жизнь, которая началась у Анны после седьмого класса, оказалась иной. Вместо рядов ящиков в кондитерском отделе магазина ожидали ее длиннющие рядки колхозного поля. Уставали девчонки жутко, поэтому завидовали водителю грузовика. Приедет он, бывало, на поле, ляжет в кабине и подремывает, пока комсомолки загружают машину свеклой.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ И РЫБУ ВЗЯЛ, И НА КУРСЫ ОТПУСТИЛ

Когда Анне было 18 лет, она узнала, что в Миргороде, в ДОСААФ, идет набор на курсы водителей. Но услышав, что надумала дочь, ее мама побежала к... куму. Тот наловил щук, и с этой "взяткой" пошла Евдокия Яковлевна к председателю колхоза -- просить, чтобы не отпустил Анну учиться водить "клятые" грузовики. Но тот рассудил мудро: и щук взял, и девушку отговаривать не стал.

Когда Анна вернулась в родное село, ее зачислили подменной на ГАЗ-51. Кто же тогда мог полностью доверить женщине такую машину? Анну это не устроило, и вскоре она снова уехала в Миргород -- работать. Но и в тамошнем автопарке ее не уравняли в правах с мужчинами. Как ни старалась девушка, не сумела переломить мужскую психологию. Но не сдалась и переехала в Харьков.

Анна Борисенко закладывала первый камень Харьковского метро и строила все промышленные гиганты этого города. Хотя поначалу обошла много автопарков. Там, где для нее была работа водителя, не давали общежития. А если предоставляли жилье, работу предлагали не по профилю. Все сложилось только в строительном тресте. Там она и "положила глаз" на автокраны.

"КОГО ОНИ ПРИСЛАЛИ?!"

На курсах автокрановщиков тридцать парней встретили Анну приветливо, даже называли Терешковой. Она ведь тоже была "первопроходцем". Но по окончании курсов автокрана для девушки не нашлось. Ситуация изменилась в 1966 году, когда в Ташкенте случилось землетрясение и многие мужчины из треста поехали разбирать завалы. Анне досталось сразу четыре автокрана.

-- О, Господи, кого они прислали? -- бился в истерике каждый очередной прораб, видя перед собой хрупкое создание.

Анна же и не пыталась доказать, что она не верблюд. Без лишних эмоций просила показать ей план строительства и начинала работать. Со временем прорабам приходилось брать свои слова обратно.

МУЖЧИНЫ -- САМЫЕ НАДЕЖНЫЕ ТОВАРИЩИ

Находиться в мужском обществе Анна Борисенко привыкла с детства. Ей почему-то всегда хотелось играть "в войнуху" больше, чем в куклы.

-- Не припомню, чтобы мне не помогли мужчины, особенно когда случалась поломка на трассе, -- говорит Анна Иосифовна. -- Как-то в 1969 году ездила в Киев получать новый ЗИЛ. Смотрю, все машины уже на ходу, а моя стоит в полусобранном виде, колеса спущены. Я тогда к коллегам-мужчинам: "Помогите, а с меня -- обед". За полчаса моя машина была не только собрана, но и заправлена. Еще и запчастей в кабину набросали.

-- А жены ваших коллег не ревновали?

-- Не знаю, во всяком случае инцидентов не было. К тому же я всегда разграничивала работу и личную жизнь.

ПОЧЕМУ КРАНОВЩИК НЕ ЗАКРЫВАЕТ КАБИНУ

Как настоящий водитель, свою технику Анна Борисенко не доверяла никому. И работала наравне с мужчинами, имея высший, 6-й разряд.

-- Неужели вам никогда не было страшно поднимать груз?

-- Когда беру, например, бетонную плиту и знаю, что ее вес две тонны двести, сижу в кабине спокойно. Другое дело -- груз без маркировки. Особенно часто доводилось сталкиваться с этим при строительстве очистных сооружений в Волчанске Харьковской области. Поднимаю груз тонн в семь, а с ним аж передок моего автокрана задирается вверх и машину клонит набок. Однажды над котлованом было по-другому: стою над его краем, подо мной глубина метров восемь, а груз тянет вниз. Вот потому-то я никогда не закрывала кабину автокрана. Чтобы успеть выпрыгнуть, если перевернется.

-- От такой работы очень уставали?

-- Вот чего не было, того не было. Я никогда не боялась брать большой груз и не уставала, даже когда приходилось работать в две смены.

ВМЕСТО ЗАРПЛАТЫ -- ЭЛЕКТРОГАРМОШКА

В 1985 году Анна Борисенко вместе с сыном Геннадием переехала жить в Полтаву -- ближе к родственникам. Но и здесь без автокрана не обошлась: работала на фабрике музыкальных инструментов до тех пор, пока не вышел указ, запрещающий женщинам трудиться на таких машинах грузоподъемностью свыше 2,5 тонн. А ее-то была -- свыше 6 тонн. Пришлось пересесть на ГАЗ.

На память о "баянной фабрике", как называют это предприятие в Полтаве, остались у Анны Иосифовны электрогармошка и усилители, которые когда-то ей выдали в счет зарплаты. Она не жалеет. Теперь в деревне, где она живет, всегда есть культурная программа. Стал к ней захаживать в гости местный парнишка. Сначала сам на гармошке играл, потом друзья приходить стали. Теперь вечеринки у "тети Гали" очень популярны.

А автокран, который она так любила, уже в прошлом. Но есть у нее еще одна отдушина. Это... рыбалка.