1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №68 (820) за 26.03.2001

ВОДУ -- ПО СЧЕТЧИКАМ, ЛИФТЫ -- ПО КАРТОЧКАМ

Представьте себе ситуацию: вы приходите в магазин, а там одежда и обувь одного размера. Производители и продавцы довольны -- никакой лишней мороки, никаких примерок. Вот только вы, покупатель, вряд ли разделите с ними радость. Впрочем, какой бы абсурдной не казалась эта ситуация, нечто подобное мы нынче имеем в сфере оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

И с "тепловиками", и с "Киевводоканалом" мы рассчитываемся на основе средних показателей по городу. И никому нет дела до того, что одному человеку достаточно и чайника воды в день, а кто-то круглосуточно из джакузи не вылезает. Кстати, некоторые изобретательные хозяева это коммунальное равенство активно используют в своих целях: на балконах и лоджиях самовольно устанавливают батареи, в квартирах -- сауны. А платим -- все поровну. На наши с вами кошельки возложена также "почетная" миссия оплаты так называемых нормативных потерь, а они порою достигают 20-25 процентов!

Конечно, коммунальные работники и в наш потребительский огород могут камень забросить, мол, существующие тарифы далеки от реальности, а некоторые (не лишенные наглости) жители не платят годами -- как платите, так и работаем! Но если вы аккуратный плательщик за услуги, то должны знать, что температура воздуха в вашей квартире должна быть не ниже 19 градусов, а "градусность" горячей воды должна достигать + 50 (минимум). Естественно, электричество, вода (холодная и горячая) должны быть постоянно, лифт работать всегда, а мусор вывозиться регулярно. Если же хотя бы один из этих пунктов не выполняется, вы вправе качать права.

О том, что существующая система начисления оплаты за коммунальные услуги давно устарела, шла речь и на очередном заседании Киевского пресс-клуба. Депутаты и представители коммунальных хозяйств, собравшиеся за круглым столом, по крайней мере сошлись в одном: повышением тарифов проблему не решить (а киевляне сейчас не доплачивают за коммунальные услуги около 30%). Выход один -- и коммунальщикам, и потребителям наконец-то нужно учиться экономить. Поэтому в скором времени планируется всем домам "измерить температуру", то есть провести инвентаризацию тепловой нагрузки каждого дома (по данным коммунальщиков, реальная нагрузка превышает проектные показатели где-то в 1,5-1,7 раза -- за счет упоминаемой выше изобретательности населения). С водой ситуация похожая: только 21% домов вкладываются в нормативные расходы холодной воды -- 9 кубометров на душу населения, на самом деле "выпиваем" по все 20-45 кубометров! Такая затратность стала причиной принятия городом программы экономичного использования воды, которая предусматривает, в частности, ремонт оборудования и массовое внедрение счетчиков.

Счетчики, конечно, -- выход из ситуации. Но и тут есть свои нюансы. Люди, установившие в своих квартирах сие далеко не дешевое удовольствие, часто справедливо возмущаются: пока дождешься, например, горячей воды, с холодной такая копеечка вытечет! А как быть с лифтами? До сих пор плата за пользование ими начисляется с каждого квадратного метра. Причем плата одинакова как для жителей второго-третьего этажей, так и девятого- шестнадцатого. Пару лет назад проводили опыт в Херсоне: лифты оборудовали устройствами, считывающими информацию с карточек наподобие таксофонных. Но массово это коммунальное ноу-хау так и не было внедрено: монтаж устройства обходится гривен в 600, да и требует оно, как и всякая техника, внимания. А это -- снова деньги. Приходится довольствоваться тем, что плата за движущиеся кабинки не повышалась с 1996 года и составляет в среднем 1,39 грн. в месяц с однокомнатной квартиры. Путем несложных подсчетов нетрудно вычислить, что стоимость "проезда" в этом неприхотливом городском "транспорте" ничтожно мала -- чуть больше 2 копеек. Так что катайтесь на здоровье!