1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №68 (820) за 26.03.2001

КАК ЛЕСЯ СЕРДЮКА СТУДЕНТ НА РАБОТУ НАНЯЛ

Признаюсь: давно нежно люблю и преклоняюсь перед чудным актером и замечательным человеком Лесем Александровичем Сердюком, который уже по праву вошел в "золотой запас" отечественного кинематографа. Каждая встреча с ним -- приветливым и взрывно-неугомонным, впечатлительным и резким, сомневающимся и категоричным -- это всегда информация для размышлений и ощущение чего-то настоящего.

Сегодняшнее кино, при всем его жалком существовании, довольно милостиво к Лесю Сердюку. В последние очень трудные десять лет он не был забыт -- его все время звали сниматься. В только что завершенном сериале режиссера Владимира Попкова "След оборотня" и еще снимающемся "Мазепе" (гетьман Самойлович) он играет небольшие, но, как всегда, яркие роли. Сегодня в жизни Леся Сердюка, с одной стороны, как бы случайно, а с другой неумолимо, появились два увлечения, которые словно наполняют его второй молодостью. Он оказался хорошим наставником -- его обожают студенты театрального института им. Карпенко-Карого. Как сказал один из них: "Лесь Александрович выкладывается совершенно независимо от того, один студент сидит или много. И учит нас быть не просто актерами, а, прежде всего, людьми -- видно, как после его лекций меняются ребята". А это особенная наука, и сегодня ею владеют немногие.

К преподаванию Леся Александровича привлек замечательный режиссер Леонид Осыка, набиравший свой курс. Он попросил Сердюка взять на себя актерское мастерство. Как человек чрезмерно критически относящийся к себе, Сердюк поначалу не согласился. Тогда Осыка попросил его посидеть на вступительных экзаменах и вместе отобрать талантливых ребят. А потом хитро заметил: "Дети тебе поверили, а ты их бросаешь?". И совестливый Сердюк остался. А кино тем временем постепенно "уходило", все больше оставалось времени на институт и все интересней становилось здесь мастеру.

Одно время Лесь Александрович преподавал параллельно в двух вузах. Как-то в Университете культуры во втором семестре у него появился новый студент -- Сергей Заболотный и заявил: "Мне нужен зачет за первый семестр". Лесь Александрович опешил от такой наглости и возмутился: "Я тебя впервые вижу -- и сразу зачет? Ану иди, чтобы я тебя не видел!" Так, со скандала началось их знакомство. А потом, потеряв год учебы, Сережа перешел вслед за Сердюком в театральный. Играя Незнамова в курсовой постановке пьесы "Без вины виноватые", студент с дипломом технического университета приговаривал: "Я ради Незнамова Запорожье бросил". А к третьему курсу он уже стал заместителем директора киевской телестудии IVK.

Однажды Сергей Заболотный пригласил Леся Сердюка почитать киноанонсы, а потом предложил: "Сделайте-ка что-то свое, мы вам целую программу отдадим". И тут Сердюк "завелся", хотя поначалу было страшновато по другую сторону телекамеры.

-- Я сразу для себя определил, что это должен быть разговор "без галстука" -- т.е. свободно и обо всем. И начал звонить своим друзьям с предложением: "Это не тот жанр, когда вы будете сидеть, а я спрашивать. Можете и у меня спрашивать, мы ведь с вами равны -- коллеги, друзья. Да и программа называется "С теми, кого люблю". И знаете, никто не отказался! Так как у нас отношения особые, я могу спрашивать о том, чего не может другой. Я ведь многое знаю. Хотя оказалось, что еще столько не знал о своих друзях и соратниках! А благодаря передаче еще что-то открыл для себя. Оказалось, даже для нас, опытных киношников, телесъемка не такое простое дело -- это тяжелый, каторжный труд.

Были и смешные ситуации. Первым, к кому мы приехали, был Додик (Давид.--Авт.) Черкасский, любимый многими режиссер-мультипликатор. Он с перепугу минут десять называл меня на "вы". Я не выдержал и говорю: "Додик, ты что, с ума сошел?" А Юре Ильенко сказал: "Будем с тобой говорить ни про что и сразу про все". Пауза, и он отвечает: "Ну ты и хитрый, ты же про меня столько знаешь!". А Ада Роговцева была в то время невероятно занята -- ездила со спектаклями в Харьков, Одессу, Севастополь, но все же нашла целый день, и мы с утра поехали к ним на дачу, где живет постоянно Кость Степанков. Он стал безумно красивым -- с белоснежной головой и бородой, а глаза какие потрясающе мудрые!..

Возможно, кто-то из зрителей во время просмотра программы будет пить кока-колу, а кто-то послушает и задумается. Во время наших встреч иногда возникают совершенно невероятные параллели и сравнения. Когда-то я снимался с Зиновием Гердтом в 4-серийном фильме "Встреча у высоких снегов". Он играл какого-то еврея-башмачника, а я, конечно же, в кожаной тужурке его "допрашивал". Он произвел на меня огромное впечатление. Особенно запомнилось, как однажды он грустно сказал: "Лесь, все не так". И мне стало интересно, что же "все не так". Я об этом спросил Додика, который хорошо его знал, и Степанкова с Роговцевой. Черкасский дал свой ответ, а Кость с Адой от этого оттолкнулись и "завели" меня в такие неведомые глубины человеческой жизни! Они перешли с Гердта на наших Наталию Ужвий и Евгения Пономаренко. Ада рассказала, что Ужвий всегда ходила с синими волосами и в шелковых кофточках, а в труну попросила положить в вышитой сорочке своего сына и лежала в простой селянской хусточке. Так где она была настоящей?

У нас прекрасный оператор Александр Мазепа, который очень тонко "чувствует" наше общение. Я знаю, что Виктор Мережко во время интервью с Виктором Павловым работал с четырьмя (!) операторами, а мы с одним, но он ухитряется делать все "живым". Обычно за нашей работой следит вся студия. Монтировать помогает Сергей: я ему верю, тем более он прекрасно владеет техникой, а я ее не знаю, но зато могу интуитивно угадывать какие-то вещи в силу опыта. Вот так на одном дыхании сняли уже пять программ (кроме Давида Черкасского, Юрия Ильенко, Костя Степанкова с Адой Роговцевой, еще об Иване Гаврилюке и Ольге Сумской). Сейчас мы в ожидании премьеры первой программы о Черкасском, которая состоится в конце марта в Доме кино. Мне уже хочется галстук такой, как у Билла Гейтса -- он очень подходит к моему костюму.

На мой вопрос, сколько у него договоренностей "с теми, кого любит", Лесь Александрович ответил в характерном для себя стиле: "Море! Откликнулись все -- Балаян, Недашковская, Криштофович, Кадочникова, и многие, многие другие. Вот такая радость привалила на старости лет. Может быть, это самое большое достижение в жизни. Все роли -- понятно, это профессия. Но то, что собственный студент нанял меня на работу, на которую бегаю с удовольствием -- это удивительно!"