1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №69 (821) за 27.03.2001

БРАТЦЫ, С НАЛОГОВОЙ МОЖНО ДОГОВОРИТЬСЯ!

На 1 апреля, когда все "прогрессивное человечество" будет отмечать праздник юмора и смеха, намечена "налоговая революция" -- с этого дня вступает в действие Закон "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами". В документе написано, что фискальные органы могут прощать долги, а с самим ревизором можно будет... "договориться"!

-- Вы правы: закон действительно революционный, -- комментирует начальник налоговой инспекции Шевченковского района столицы Геннадий Лега. -- Отменяется картотека № 2, инкассо -- эти меры, как вы знаете, могли свести на нет работу любого предприятия. Зато будет практиковаться и налоговый компромисс. Предусмотрена и ответственность должника всеми его активами.

-- А что такое налоговый компромисс?

-- Вот типичная ситуация: мы предписали предприятию перечислить в бюджет, скажем, десять тысяч, а у него на счету всего восемь. Предприятию дается 20 дней, оно может согласиться или не согласиться с нашим решением. Допустим, решение налоговиков обоснованно. Есть два варианта: либо начать длительную и трудоемкую работу по погашению задолженности фирмы за счет ее активов (зданий, автомобилей, оборудования и т.д.), либо на основе глубокого изучения финансово-экономического состояния "простить" часть долга. Второй путь гораздо перспективнее -- во-первых, предприятие не останавливается, а продолжает выпускать продукцию, а значит, будет платить в бюджет и в будущем, во-вторых, люди работают и получают зарплату, в-третьих, казна получает "реальные" восемь тысяч, а не "виртуальные" десять. Да и работа налоговиков значительно упростится... Однако будет действовать правило: если директор фирмы согласился уплатить восемь тысяч, значит все -- он свой долг признал и вот эти восемь тысяч будут взысканы с предприятия.

-- Ну, а если решение налоговиков, по мнению плательщика, необоснованно?

-- В таком случае дело передается в арбитражный суд или обжалуется в админпорядке. Компетентный орган и примет окончательное решение -- кто прав: налоговая или плательщик. Кстати, прямо в зале суда возможен налоговый компромисс, когда предприятие соглашается уплатить какую-то сумму, и мы не против этого...

-- То есть, с налоговой можно легко "договориться": у меня есть двадцать гривен, вот и берите их... Не боитесь, что начнутся злоупотребления?

-- Не боимся. Налоговая ведь на компромисс будет идти не с каждым, а лишь с тем, кто честно ведет бизнес, кто не исчезнет через два-три дня, а будет продолжать работать, с тем, у кого действительно возникли объективные проблемы. Это раз. Решение о снижении долга будет принимать не один сотрудник, оно еще пойдет на утверждение и непосредственным руководителем, и вышестоящей инспекцией. Так что контроль будет жесточайший. Это два. Ну, и методика будет соответствующая, где все распишут: в каких конкретно случаях и когда можно говорить о компромиссе. Это три.

-- Ну, хорошо. Допустим, вы насчитали штрафных санкций на миллион, а у предприятия денег нет вообще, и директору все ваши "компромиссы" -- как зайцу пятая нога?

-- Тогда наступает имущественная ответственность. Если арбитражный суд установит, что предприятие не выполнило обязательств перед бюджетом, а денег на счету нет, будет принято решение -- изъять у должника автомобили или готовую продукцию. Но это крайний случай. А вообще законодатель постановил списать всю налоговую задолженность, возникшую до 31 декабря 1999 года. Хотя нельзя согласиться с хаотичным списанием всем и вся. Следует к этому вопросу подойти взвешенно, с учетом фактического финансового состояния конкретного должника. Кроме того, на 5 лет будет дана отсрочка по уплате "текущих" налоговых долгов. Это делается для того, чтобы оживить бизнес и упростить нашу работу.

-- Наверное, такие революционные нововведения скажутся и на работе самой налоговой.

-- Несомненно. Подсчитано, что средний и малый бизнес на наполняемость бюджета влияет незначительно, львиную долю денег в казну дают самые крупные предприятия, которых не так уж и много. За 2000 год Шевченковский район "мобилизовал" в сводный бюджет 425 млн. грн., из них 178 млн. (42%) перечислили 59 юридических лиц (а всего плательщиков 8700). Однако сотрудники предприятий-"доноров" вынуждены следовать схеме сдачи отчетности, которой придерживаются все плательщики. Поэтому принято решение: крупные плательщики будут "обслуживаться" в специальных офисах. В Украине уже есть 6 таких офисов, вот-вот будет создан еще один -- в Киеве. Здесь "крупные клиенты" смогут и консультацию получить, уточнят сроки уплаты налогов, решат спорные моменты. Каждое такое предприятие будет курировать конкретный инспектор, у которого есть и опыт, и знания. Кроме того, предусмотрено сократить количество районных налоговых инспекций, они объединятся в межрайонные. Изменения коснутся прежде всего управленческого налогового звена.

-- Вручаете ли вы грамоты "лучшим" плательщикам?

-- Сейчас мы согласовываем в городской налоговой инспекции вопрос о вручении таких грамот 8 фирмам. Требования жесткие: предприятие должно работать стабильно, иметь хорошую бизнес-репутацию, вовремя и полностью платить налоги, развиваться. В нашем районе много честных и порядочных фирм, к которым у нас никогда нет претензий. Работать нормально и прибыльно при существующих правилах игры можно -- это факт. Проблемы возникают, когда отдельные делки хотят поиграть с законом... Вот именно на этих делков и будет направлено наше внимание.