1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №70 (822) за 28.03.2001

ТЯЖЕЛЫЕ ФУНТЫ И ДЮЙМЫ "ОСКАРА"

Наконец-то свершилось то, что так ожидалось, обсуждалось, готовилось, подогревалось, сплетничалось, прогнозировалось. 25 марта названы лауреаты премии американской киноакадемии "ОСКАРА-2000".

Эта премия стала олицетворением триумфа и высшим воплощением мечты любого американского (и не только) кинематографиста. Фишка "претендент" или "лауреат" для ее обладателя уже означает приоткрытые двери любой киностудии. А началось все в 1926 году, когда разногласия между студиями Голливуда дошли до критической черты. Тогда для цивилизованного решения вопросов владелец одной из первых голливудских студий Луис Б.Майер со товарищи предлагает создание элитарного клуба с ежегодными банкетами, в которых участвовали бы виднейшие представители пяти кинопрофессий: актеры, режиссеры, продюсеры, сценаристы и операторы. Уже в следующем году идея превращается в американскую Академию искусства и науки кино, первым президентом которой стал Дуглас Фербенкс. Он и предлагает учредить награды для наиболее проявивших себя деятелей кино.

Эскиз приза набросал Седрик Гиббон: обнаженный мужчина пятикратно прокалывает мечом рулон кинопленки. Статуэтка высотой 13,5 дюйма и весом в 6,75 фунта изготавливается в глине, затем отливается в металле и покрывается позолотой. Награда долго была безымянной, а приобрела имя, согласно легенде, совершенно случайно. Библиотекарь академии Маргарет Херик, увидев ее, воскликнула: "Он как две капли воды похож на моего дядюшку Оскара!" Прозвище как-то само собой прижилось. А с 1934 года, когда Уолт Дисней в своей речи отзывается об "Оскаре" с уважением и пиететом, имя становится как бы официальным.

Первая церемония "Оскара" состоялась в 1929 году. С 1943 года она транслируется по радио, с 1953 -- по телевидению, а с 1994 года ее смотрят и жители нашей страны. В этом шоу нет мелочей. Важно все, от нарядов (которые потом в течение года будут обсуждать в прессы все, кому не лень), партнеров, шуток и улыбок, поцелуев или их отсутствия -- и до того, кто последним покинет банкет.

Абсолютный рекордсмен по числу завоеванных "Оскаров" -- Уолт Дисней. Его студия при жизни награждалась 21 раз. А наиболее престижным и редко встречающимся является так называемый "Оскаровый покер", где собираются награды за лучший фильм, режиссуру, мужскую и женскую главные роли и сценарий. За все годы таких "покеров" всего три: "Это случилось однажды ночью" (1935), "Полет над гнездом кукушки" (1975) и "Молчание ягнят" (1991). А самый большой успех среди неамериканских деятелей кинематографа достался гениальному Федерико Феллини. В номинации "Иноязычный фильм" побеждали его фильмы "Дорога", "Ночи Кабирии", "8 1/2" и "Амаркорд".

Первым советским фильмом, удостоенным внимания академии, стала в 1942 году документальная лента "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой". Она выиграла конкурс по категории "документальный фильм" наравне с двумя американскими и австралийской картинами. И лишь в 1967 году советский фильм получил "Оскар" в номинации "лучший иноязычный фильм": от "Войны и мира" Сергея Бондарчука видавшие виды американцы обалдели, подсчитав, что такие съемки в США обошлись бы приблизительно в $100 миллионов -- сумма, вообразимая в Голливуде лишь сегодня. В 1975 году успеха добился мосфильмовский "Дерсу Узала ", поставленный великим японцем Акиро Куросавой. И еще дважды наши фильмы были на вершине "Оскара": "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова (1980) и "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова (1994). В этом году на соискание "Оскара" выдвигалась российская картина Алексея Учителя "Дневник его жены", премьера которой недавно состоялась и в Киеве, но она так и не попала в номинанты.

Первыми "оскароносцами" нового века стали давно прогнозируемые лауреаты. В киногонке победил скроенный по традиционным голливудским стандартам и утоливший ностальгию по эпохальному кино "Гладиатор". А исполнитель роли опального римского полководца австралиец Рассел Кроу, еще до "Оскара" ставший новым секс-символом Голливуда, получил звание "лучшего актера". Эта награда тем более дорога актеру, что обходила его много лет. Китайская (тайваньская) картина "Бегущий тигр, невидимый дракон", завораживающе красивая восточная сказка о любви и предательстве, текст которой идет на мандаринском диалекте, как и "Гладиатор", получила 5 "Оскаров", в том числе за "лучший фильм на иностранном языке", "за лучшую музыку" и "лучшую операторскую работу". Картина о наркомафии "Траффик" принесла ее режиссеру -- независимому шведу, хорошо адаптировавшемуся в Голливуде, Стивену Содебергу, звание "лучшего режиссера". А заветным "дядюшкой Оскаром" за "лучшую женскую роль" награждена Джулия Робертс, сыгравшая сексапильную юристку-любительницу, мать-одиночку троих детей в фильме того же Содеберга "Эрин Брокович".

Праздничная "ярмарка тщеславия" не закончилась с вручением наград. Теперь целый год будет смаковаться "кто, с кем и в чем" был на этом "Оскаре" и прогнозироваться, что ожидается в следующем.