1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №70 (822) за 28.03.2001

КАК ДОНЕЦКАЯ "РЕЛЬСОВАЯ" ПАЛЬМА ПОКОРИЛА ПАРИЖ

"Твоих оград узор чугунный..." -- писал А.С.Пушкин о знаменитом Летнем саде, решетки которого со стороны Невы были выкованы тульскими мастерами и доныне считаются непревзойденными. Но и сегодня не перевелись еще на нашей земле искусные чародеи огня и металла, создающие замысловатые металлические кружева с помощью обычного кузнечного молота.

ОТ БАРОККО ДО МОДЕРНА

Мифы и легенды рассказывают нам о божественных златокузнецах: Гефест отковал прекрасные чертоги для богов Олимпа, боевые доспехи Ахиллу и молнии Зевсу.

На территории Украины художественная ковка широко применялась уже в VIІ в. до н. э. в районах Причерноморья. Произведения скифских мастеров поражают совершенством. Во времена расцвета Киевской Руси кузнецы были не последними людьми при строительстве храмов. Они делали не только тяжи и пояса для крепления стен, сводов и арок, но и художественные решетки на окна, парадные двери и ворота с накладными цветами, узорными жуковинами (петлями), витыми ручками-стукалами... Позолоченные кресты и купола, так восхитившие Батыя, что он предлагал сдать Киев без боя, чтобы не разрушить сказочную красоту -- тоже их работа. А как не вспомнить о воинских доспехах, украшенных узорчатыми накладками из цветных и драгоценных металлов!

Начиная с ХVІІ в. в крупных городах Российской империи разворачивается строительство дворцово-парковых ансамблей. Кузнечные мастерские имели тогда хорошие заказы на изготовление кованых оград. Созданные ими решетки не терялись на любом фоне, были выразительны в архитектурном окружении и производили неизгладимое впечатление. Завораживающая красота металлических кружев кроется в соразмерном сочетании художественных элементов и их ритмичности. В упомянутой ограде Летнего сада мощные каменные столбы удачно контрастируют с легким игривым кованым узором, выполненным в стиле барокко с использованием симметричных растительных мотивов, составленных из сердцевидных изгибов стеблей. У классики -- своя прелесть: строгий рисунок, прямые линии, навершия в виде шаров или пик. А с XIX в. художники и архитекторы все шире используют для оград сортовой промышленный прокат круглого, прямоугольного или квадратного сечения. И все же его господство не смогло заменить индивидуальный стиль, присущий настоящему художнику.

А это что за асимметричные изгибы кованых стеблей? Они сливаются в текучий орнамент переплетающихся диковинных растений. Рисунок с решеток зачастую переходит на стену дома и уже в камне или гипсе разливается по всему фасаду и заканчивается мощными волнами где-то на карнизе дома или парапете крыши. Модерн, модерн... Его немало сохранилось в декоре старинных домов, на улочках Львова, Одессы, Киева...

УДАРИЛИ В РЕЛЬС -- ПОЛУЧИЛИ ГРАН-ПРИ!

Но не только художественными оградами знамениты мастера кузнечного ремесла. Гран-при Международной промышленной выставки 1900 г. в Париже получила пальма, выкованная из... цельного рельса. Авторы шедевра -- кузнец Юзовского (теперь -- Донецк) завода А. Мерцалов и молотобоец Ф. Шкарин -- изготовили ее за две недели неистового труда, работая лишь молотком и зубилом. Ствол растения несет 10 листков и заканчивается венчиком на высоте 3 м 53 см. Газеты тогда писали: "Пальма поражает зрителей высотой, стройностью и удивительным изяществом. Ее темные рассеченные листья, веером расходящиеся от ствола, были так легки, а тонкий шершавый ствол так гибок, что поначалу трудно поверить, что это не живое растение, завезенное с Кавказского побережья, а тончайшее произведение искусства. Всем хотелось потрогать ее руками". Сейчас эта пальма -- экспонат музея Горного института в Санкт-Петербурге.

Увы, в начале XX века художественная ковка начала упрощаться, все меньше оставалось мастеров, умеющих смастерить ограду, отреставрировать или починить старинную решетку. И все же огонь Гефеста не погас. Его отдельные искорки, тлеющие в кузницах Украины, разгораются все ярче. Только не надо путать настоящее кузнечное искусство с одинаковыми, как близнецы, ремесленными поделками в виде холодногнутых сварных заборов и решеток, примитивными воротами из стандартного прутка. Таких фирм и фирмочек, гордо именующих свой ширпотреб "художественной ковкой", -- нынче хоть пруд пруди. Именно "благодаря" им любые кузнечные изделия порой уничижительно именуют "оградками". Об этом с горечью говорит Игорь Миронец, руководитель известного в стране предприятия, расположенного на территории Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Его мастера владеют секретами старых кузнецов, могут выполнять работы любой сложности.

Еще в 70-е годы работающий ныне в упомянутом предприятии народный мастер Олег Стасюк начал собирать старинные кованые изделия. Где теперь тот музей кузнечного искусства, что располагался на Андреевском спуске в Киеве? Остатки его экспонатов ржавеют в подсобных помещениях Национального технического университета (КПИ). Но сам Стасюк не унывает: его творения по-прежнему впечатляют легкостью, каким-то особенным шармом и высокохудожественным мастерством. Его работа "Земной шар в огне", символизирующая хрупкость нашей планеты, была среди подарков американскому лидеру во время знаменитой встречи президентов СССР и США в Рейкьявике. Его скульптуры, панно и люстры украшают залы столичного Дворца торжественных событий (прозванного в народе "Бермудским треугольником"). Одного железа там -- свыше 12 тонн!

А начиналось все с металлического бокала, который молодой подмастерье изготовил в подарок своему наставнику -- члену Союза художников Александру Миловзорову.

Вторым своим учителем Стасюк считает известного украинского графика Владимира Шека. Работы Владимира Ивановича украшают киевский ТЮЗ, а вершина его творчества -- ансамбль из кованой лестницы, люстр и фонарей, установленный на Киевском заводе шампанских вин. Над этим шедевром мастер трудился целый год, заново открывая старые технологии. Многие элементы монументальной композиции условны, однако именно в этом их прелесть. "Сделанное в полном соответствии с натурой все равно с живым не сравнится. Поэтому необходим элемент стилизации, отбор наиболее характерного, -- считает мастер. -- К примеру, сваренная из стальных шариков виноградная гроздь, в сущности, -- примитивна. Но в ней заключена внутренняя жизнь металла, которую вдохнул мастер. Нельзя сбиться на штамп, который внешне может быть даже красивым, однако за душу не берет -- просто набор кованых деталей, изготовлять которые вполне может научиться любой ремесленник". В работе и Шека, и Стасюк используют немного инструмента, в основном берут смекалкой. Последний вообще считает, что для того чтобы сделать многие вещи (да хоть "андреевский" -- то есть, в три четверти поворота головы -- портрет Ленина), достаточно молотка и гвоздя.

УЖ КУЗНЕЦОВ "ТРЕХРУКИХ" НЕ ОСТАЛОСЬ...

Как же оборудована современная кузница? Конечно, теперь никто не применяет в точности старинные технологии -- нет смысла, да и дороже получается. Огонь раздувают не мехами, а вентилятором. Металл греют чаще всего при помощи газовой горелки. Ушли в прошлое термины: "двурукий" и "трехрукий" кузнец, -- тот, кто работает с одним или двумя помощниками. Отсутствует и тяжелая работа молотобойца: его заменил электрический молот, с помощью которого изделиям можно придать своеобразную структуру, почти недостижимую ручным проковыванием. Но и традиционные молоты остались: ручник весом 0,5--2 кг, боевой (от глагола "бить") -- 10--12 кг и кувалда -- до 16 кг.

Вес наковальни может достигать 100 кг. Бывают они одно-, дву- и безрогие. "Рогатые" предпочтительнее, ведь на них проще гнуть полосы и прутки. Далее -- подкладной инструмент: простые и фасонные зубила, пробойники, гладилки, подсечки, конусные оправки, вилки, гвоздильни, плита с отверстиями для расковки. При сборе решеток применяется специальная большая плита -- правило. Парный инструмент -- обжимки, подбойки, различные штампы для ковки фигурных изделий. Конечно же, не обойтись без зажимного и захватывающего "железа" -- тисков, струбцин, клещей. Для контроля за размерами -- линейки, штангенциркули, угольники, угломеры. Вспомогательный инструмент -- угольная ложка, кочерга, пика, метелка, брызгало, щипцы. Ну и специальные приспособления, они у каждого мастера -- свои.

Классические технологии предусматривали три вида соединений кованых деталей. "Нагартованный" металл соединялся охватом (кольцеобразной полосой), заклепками или кузнечной сваркой. Ныне последнюю заменила электро- либо газосварка, прикрываемая теми же охватами или псевдозаклепками. Так дешевле и надежнее. Ведь кузнечный эксклюзив -- удовольствие достаточно дорогое, не всем по карману. К примеру, квадратный метр художественной решетки плоскостной формы бригада из трех человек (кузнец, слесарь, сварщик) при интенсивной работе сделает примерно за день. Поэтому и цена его -- $70--90, включая стоимость материала. Цена изделия, украшенного пространственными элементами, -- $110 и выше. Ну а произведения с коваными розами, листьями и другими "прибамбасами", изготовленные в единственном экземпляре, тянут гораздо больше. Придет к мастеру озарение -- работа будет готова через пару дней, нет -- заказ ждет своей очереди. Поэтому творение в несколько десятков квадратных метров могут позволить себе только "новые украинцы", либо небедные государственные организации, занимающиеся индивидуальным строительством и реставрационными работами.

ФОРМЫ МАЛЫЕ -- УДОВОЛЬСТВИЕ БОЛЬШОЕ

Однако есть еще и "малые формы": каминные решетки, подсвечники, вешалки, люстры, бра, торшеры, композиции для фитодизайна, кованая мебель для офисов и каминных залов и просто скульптуры. Они доступнее по цене -- от $100. Меня поразил откованный в натуральную величину черный петух. Однако сфотографировать эту работу не разрешили: мол, заказчик может потом и не заплатить. Кстати, приехавший в гости бывший наш соотечественник, тоже кузнец, считает, что подобные вещи, выставленные в художественном салоне где-нибудь на Западе, могут уйти за 8--10 тыс. "зеленых". Сам он с гордостью демонстрировал фотографии одной своей работы, выполненной уже на новой родине -- 6-метровую кованую решетку на балкон. Заказчица оценила ее в $12000. Г-н Миронец признался мне потом, что их фирма таких простых вещей старается вовсе не делать, дабы не уронить имидж.

Кстати, в Украине немало ремесленников-кузнецов, заимствующих идеи из западноевропейских каталогов и подгоняющих их под технологию своего производства. Интересы заказчика они учитывают минимально и по конкретным расценкам гонят "вал". Поэтому так много оказывается одинаковых работ. Кроме столицы, "солидные", по определению Игоря Миронца, мастера-художники по металлу есть еще в Донецке и Ивано-Франковске. Под них созданы фирмы, к ним приезжают не за поделками, а за шедеврами ковки, 90% которых -- сугубо индивидуальны. К примеру, киевский стиль характерен применением растительных элементов: листьев, цветов, веток дерева, которые пластичны по своей природе и поэтому не могут быть геометрически одинаковыми.