1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №71 (823) за 29.03.2001

ГОРОДЕЦКИЙ НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ К ХИМЕРАМ!

Имя Владислава Городецкого всегда было окутано легендами и слухами. А разве могло быть иначе? Немногие киевляне того времени позволяли себе охотиться в джунглях Африки или кататься с ветерком по Крещатику в открытом кабриолете с обезьянкой на плече. И дом себе Городецкий построил какой-то чудной: с головами носорогов и гигантскими жабами на крыше -- не дом, а зверинец какой-то. Стоит ли удивляться, что киевляне приписали зодчему едва ли не все "фантастические" здания города.

Невооруженным глазом видно, что прославленный "дом с химерами" на Банковой к химерам никакого отношения не имеет. Ну где, скажите, там жуткие страшилища, слетевшие на своих перепончатых демонических крыльях с готического собора Нотр-Дам в Париже? Фасад здания украшают исключительно охотничьи трофеи, а большие головы носорогов и антилоп глядят вполне дружелюбно. Даже гигантские жабы, притаившиеся на крыше среди цветов кувшинок и лилий, это не средневековые "ужастики", а наши, отечественные, мирные квакушки. Так что тот, кто полагает, что именно так и выглядят химеры, в корне не прав. По средневековой традиции, химера должна внушать ужас, а этот дом скорее можно считать познавательным и наглядным учебником по зоологии.

Внутри дома, кстати, была "выставка" настоящих охотничьих трофеев хозяина. Городецкий постарался, чтобы стены украшали композиции из охотничьего оружия, а мебель и люстры были из рогов и шкур убитых им лично животных! Об охотничьей одержимости Городецкого по Киеву ходили легенды. Говорили, что даже семейные визиты к родителям жены оборачивались азартными стрельбами. Прославленный архитектор усаживался на балконе и начинал из ружья палить по всем движущимся мишеням -- и по стрижам, и по голубям, так как никакой другой "дичи" на тихой киевской улице Кирилловской не водилось. Если же подобные стрельбы были неудачными, у Городецкого на целый день портилось настроение. А вот химер зодчий не любил. Даже крылатые существа, задуманные им на крыше нынешнего Музея украинского искусства, -- это вполне благообразные грифоны.

Но настоящие "дома с химерами" в Киеве таки есть! Как обиделся бы талантливый инженер Николай Добачевский, узнай он, что его лучшее творение -- "дом с химерами" на Ярославовом валу, 1 киевляне приписали Городецкому! Похожий на средневековый французский замок Шомон на Луаре, дом виден со многих точек города благодаря своему готическому шпилю на башне. Атмосфера его специфическая: попробуйте-ка пройти поздно вечером под двумя уродливыми крылатыми и когтистыми чудовищами в низкую готическую арку со скрипящей массивной дверью -- поневоле вздрогнете! Хорошо, что Добачевский так и не узнал, что его творение у него попросту отняли. Он и так на киевлян был обижен. Киевский инженер-конкурент Владимир Безсмертный докопался, что диплом Добачевский получил не где-нибудь на родине, а в далекой Панаме. А поскольку Панама Киеву не указ, то следовало немедленно привлечь "чужеземного" инженера к ответственности! И хотя Добачевский был оправдан в судебном порядке, а в его пользу говорили многие спроектированные им к тому времени киевские постройки, Безсмертный таки "сделал свое черное дело". С его подачи началась травля талантливого мастера, при проектировании павильонов выставки в Киеве Добачевскому поручили... птичник для гусей и уток. Достойный финал для автора множества шикарных доходных домов! Стоит ли удивляться, что вскоре, в конце XIX века, Добачевский вообще уехал из Киева.

Впрочем, для его обидчика, киевского инженера Безсмертного, эта интрига тоже не прошла безнаказанно. Судьба жестоко подшутила над ним: подобно творению Добачевского, самое известное творение Безсмертного -- "дом с котами" -- киевляне тоже с легкостью приписали Городецкому. Об этом доме так и писали: "Дом с котами, автор В.Городецкий, скульптуры Элио Саля". Впрочем, помимо двух задумчивых котов на полукруглом окне первого этажа, в этом здании есть самая настоящая химера, на самом верху. Уродливое страшилище как бы рассматривает входящих и готовится спрыгнуть вниз. Вторую такую же крылатую химеру предполагалось поместить на балконе, но тут уж, похоже, возразил сам владелец доходного дома, генерал-майор Ягимовский.

Факт остается фактом: хотя Владислав Городецкий и вошел в историю как автор "дома с химерами", ни одного "дома с химерами" он так и не построил.