1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №74 (826) за 02.04.2001

ГОГОЛЬ ЗАВЕЩАЛ: "ТЕЛА МОЕГО НЕ ПОГРЕБАТЬ..."

Гоголь родился 1 апреля 1809 года, в день, который мы обычно называем "днем смеха". Вот только особого веселья в жизни великого писателя не наблюдалось.

НЕТ ИСТОРИИ НА РУСИ

В одном из живописных уголков украинской столицы находится памятник Николаю Васильевичу Гоголю. Лицо писателя обращено в сторону днепровских круч. Гоголь мечтал навсегда поселиться здесь, надеялся даже возглавить кафедру истории в Киевском университете. В 1833 году он пишет Максимовичу, ставшему вскоре первым ректором, чтобы тот похлопотал за него перед высшим начальством. Гоголь собирался написать историю Украины и юга России, а также Общую историю, которой "по-настоящему... нет не только на Руси, а и в Европе".

Накануне новогоднего праздника Николай Васильевич записывает в своем дневнике: "Таинственный, непостижимый 1834! Где ознаменую я тебя великими трудами?.. Быть может, в моем прекрасном древнем обетованном Киеве, увенчанном плодоносными садами, опоясанном моим южным восхитительным дивным небом, волшебными ночами... и моим чистым и быстрым, моим Днепром".

Впервые Гоголь познакомился с Киевом в 1827 году, будучи еще лицеистом. И хотя юный Никоша (так называли Гоголя в детстве) пробыл в городе лишь несколько дней, ему надолго врезалась в память бурная жизнь Подола с его шумными базарами, странствующими мерниками и несмолкаемым колокольным звоном (именно в этом районе остановился будущий писатель). В июле 1835-го Гоголя радушно принимал у себя Максимович. Профессор жил тогда в доме Катериничей на Печерске (сейчас район станции метро "Арсенальная"). В конце мая 1848 года после поездки в Иерусалим Гоголь в последний раз посещает Киев и останавливается у своего школьного товарища Данилевского на улице Виноградной, которая замыкала тогда нынешнюю улицу Шовковичную на Печерске. Но в какое бы время года писатель не приезжал в древний град, он в первую очередь посещал свои излюбленные места: бродил аллеями Царского сада и монастырскими тропами Киево-Печерской лавры, взбегал на Владимирскую горку и оттуда любовался заречными далями -- "Чуден Днепр при тихой погоде!"

"ШУМИТ, ГРЕМИТ КОНЕЦ КИЕВА..."

Герои многих произведений Гоголя живут в романтическом, овеянном легендами городе на берегу Славуты. В повести "Тарас Бульба" автор подробно описывает, как мечтательный Андрей "бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева, потопленном в вишневых садах... Иногда он забирался в улицу аристократов в нынешнем старом Киеве, где жили малороссийские и польские дворяне, и дома были выстроены с некоторой прихотливостию". Возможно, в этом отрывке и получили свое отображение киевские впечатления самого писателя. "Шумит, гремит конец Киева..." Так начинается повесть "Страшная месть" -- одно из интереснейших народных преданий, включенных в "Вечера на хуторе близ Диканьки". В этом произведении автор знакомит читателя с бытом Киева уже только вступительной фразой: "Как только ударял в Киеве поутру довольно звонкий семинарский колокол, висевший у ворот Братского монастыря..." Автор описывает фантастические картины, связанные с появлением страшных и сказочных персонажей, называя их "колоссальным созданием простонародного воображения". Здесь и Вий -- начальник гномов, и колдуны разной масти, и ведьмы, и крылатые чудовища.

Гоголь мечтал собрать все перлы украинского фольклора в одно издание и написать историю своего народа: "Я прихожу в восторг, когда представляю, как закипят труды мои в Киеве... А сколько я соберу там легенд, преданий, песен и всего прочего", -- сообщает он в письме к Пушкину. Прощаясь с Киевом во время своего последнего визита, Гоголь как бы чувствовал, что уже никогда не увидит свою "обетованную землю" над Днепром, свои "русские Афины". "Гоголь был молчалив, только во время расставания он спросил у меня, можем ли мы сойтись на следующий день утром в саду. Я пришел в общественный сад рано, часов в шесть, сразу же пришел и Гоголь. Мы много ходили по Киеву, но больше молчали... Мне было приятно ходить с ним молча, мы договорились вечером сойтись в Лавре, но там виделись всего несколько минут: он спешил", -- вспоминал приятель писателя Ф.Чеинов.

"Я УЖЕ СЛЫШАЛ ГОЛОСА..."

В феврале 1852 года в Москве "душевный монастырь" Гоголя дал трещину. Живя в доме графа А. П. Толстого, писатель тяжело заболел. Несмотря на слабость тела, он пытается возродить "состояние своего сердца" постоянными молитвами и регулярными посещениями храма. 7 февраля Гоголь исповедался в церкви святого Саввы Освященного на Девичьем поле, а после причастия, по словам очевидцев, упал на землю и горько рыдал. На замечание доктора Овера, что такие стрессы могут привести к преждевременной смерти, писатель ответил: "Ну, что ж! Я готов, я уже слышал голоса..."

В ночь с 11 на 12 февраля великий творец "Мертвых душ" сжигает рукопись второго тома своего бесценного произведения. "Вот, что я сделал, -- сокрушается Гоголь, обращаясь к А. П. Толстому, -- хотел сжечь только некоторые вещи, давно для этого подготовленные, а сжег все! Какой сильный лукавый -- вот он к чему меня принудил!" Лукавый не дремал. 17 февраля больной слег в постель и больше не поднимался. "Гоголь лежал на широком диване, отвернувшись к стене... Против его лица -- образ Богоматери, в руках четки", -- вспоминал доктор Тарасенков. "Его длинные волосы были спутаны и падали в беспорядке на лицо и на глаза; иногда он тяжело вздыхал, шептал какую-то молитву и временами бросал затуманенный взгляд на икону", -- писал Арнольди, хороший знакомый писателя.

Молитва, видимо, облегчала душевное состояние больного. Час от часу он бессвязно бормотал: "Давай, давай! Ну, что же!" Наконец, около одиннадцати часов ночи Гоголь, пытаясь встать, громко закричал: "Лестницу! Поскорее давай лестницу!" Это была последняя фраза умирающего. Возможно, перед смертью Гоголь, подобно библейскому Иакову, увидел спасительную лестницу, ведущую в Царство Небесное.

ПЯТЬ ВРАЧЕЙ -- ПЯТЬ МЕТОДОВ

Причина смерти писателя окончательно не установлена. Существует много версий. Известно, что после посещения Иерусалима в 1848 году Гоголем овладели грусть и апатия. Он "еще больше увидел свою черствость и свое себялюбие". 5 февраля 1852 года после вечерней беседы с известным проповедником Матвеем Константиновским, во время которой протоиерей требовал он писателя соблюдения поста, Гоголь перестал есть. Правда, еще утром Николай Васильевич жаловался издателю Шевыреву на "расстройство желудка и слишком сильное действие лекарства, которое ему дали".

Итак, два предположения -- истощение от голода и отравление лекарством. Безусловно, от истощения смерть могла наступить в случае длительного воздержания от приема пищи. Но Гоголь голодал (да и то с перерывами) лишь 17 дней, в то время как человеческий организм может обходиться без еды 30--40 суток. Что касается лекарств, то здесь вполне мог быть "перегиб", ибо каждый из врачей (а их было пятеро) пользовался своим методом. По этому поводу исследователь причины смерти писателя Константин Смирнов высказывает такую точку зрения: "Поскольку желудочные расстройства тогда лечили каломелем, Иноземцев прописал его, но через несколько дней заболел сам и перестал наблюдать больного. Писатель перешел в руки Тарасенкова, который, не зная, что Гоголь уже принял опасное лекарство, мог еще раз прописать ему каломель. А третий раз Гоголь получил каломель уже от Клименкова. Особенность каломеля заключается в том, что если он задерживается в желудке, то через некоторое время начинает действовать как сильнейший ртутный яд сулема".

Следует добавить, что в перерывах лечебного процесса доктор-экстрасенс Сокологорский пытался вернуть Гоголю здоровье при помощи пасов, профессор Эвениус настаивал на принудительном кормлении, а доктор Клименков экспериментировал свои методы: погружал больного в ванну, ставил пиявки, прикладывал горчичники, поливал голову больного едким спиртом и обкладывал его тело горячими хлебами. К тому же, Иноземцев обнаружил у Гоголя тиф, а Овер -- менингит...

"ГОГОЛЬ, СКОРЧАСЬ, ЛЕЖИТ НА БОКУ..."

Еще одна гипотеза гоголевского угасания -- личная драма, связанная с кончиной жены поэта Хомякова, Екатерины Михайловны, 26 января 1852 года. "С тех пор, -- писал Хомяков, -- Гоголь был в каком-то нервном расстройстве, которое приняло характер религиозного помешательства". Писатель в самом деле тайно любил Екатерину Михайловну и обожествлял ее, считая идеалом женщины. "На меня нашел страх смерти", -- сказал Гоголь после панихиды, заказанной им по усопшей 30 января в церкви святого Симеона Столпника.

Но существует версия еще более загадочная и таинственная, чем предыдущие. Первый пункт составленного писателем завещания гласит: "Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться".

Великий художник скончался 21 февраля 1852 года в 8 часов утра и был погребен в некрополе Свято-Данилова монастыря 24 февраля пополудни. В 1931 году прах Гоголя перенесли на старое кладбище Ново-Девичьего монастыря. Тогда то и появились слухи о летаргическом сне, в котором якобы пребывал усопший во время погребения. Особенно ярко развил этот сюжет поэт Андрей Вознесенский, в произведении "Похороны Гоголя" (1974 г.): "Вы живого несли по стране! Гоголь был в летаргическом сне..." Заканчивается стихотворение леденящими душу строчками: "Вскройте гроб и застыньте в снегу: Гоголь, скорчась, лежит на боку..."

ГДЕ ЧЕРЕП?

Так ли уж далек был поэт от истины? В начале 30-х годов территория Свято-Данилового монастыря была преобразована в колонию для малолетних преступников. В связи с этим захоронения видных деятелей культуры подлежали сносу, и только останки Аксакова, Хомякова, Языкова и Гоголя решено было перезахоронить. Участником вскрытия гоголевского склепа был и писатель Владимир Лидин, который в своих воспоминаниях подробно описал это событие:

"Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами и ручками были целы. Вот что представлял собой прах Гоголя: черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков; весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся... Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине... был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку..."

Эти сведения и те, что последуют ниже, взяты из статьи исследователя Н. Черкашина, опубликованной в ежемесячнике "Сенсация-коллаж" (№2, 1996 г.): "Череп гениального писателя был выкраден по просьбе фаната русского театра, основателя театрального музея, купца А. А. Бахрушина. В 1909 году он подбил на это, безусловно, кощунственное дело, двух сторожей монастырского некрополя... Слухи о невероятной бахрушинской реликвии поползли по Москве и достигли ушей внучатого племянника Николая Васильевича Гоголя -- Яновского, лейтенанта российского императорского флота. Пригрозив купцу пистолетом, лейтенант увез палисандровый ларец с черепом в Севастополь, на корабль, где служил. Намечался поход в Италию. Лейтенант рассчитывал посетить русское посольство в Риме и предать череп Гоголя земле Италии, которую тот так любил, считая Рим второй родиной. Однако, поход в Италию по ряду причин не состоялся. Зато в Севастополь пришли итальянские министры, чтобы забрать прах сардинских генералов, погибших при осаде города в 1854--1855 годах и захороненных на горе Гасфорта. Лейтенант Яновский передал командиру одного из миноносцев палисандровый ларец и попросил его отдать череп русскому консулу вместе с письмом таврического викария к настоятелю посольского храма, в котором тот просил упокоить бренные останки великого писателя по православному чину... Неизвестно, по каким причинам, однако капитан Боргезе, который жил в Риме, не смог выполнить свое обещание..."