1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №76 (828) за 04.04.2001

И КАК ГОВОРИЛ СОЛОМОН ДАВИДОВИЧ...

Гастролеров принято ругать. Особенно, когда речь идет об антрепризных спектаклях на двух стульях. Приезжают, понимаешь, разводить аборигенов. А здесь город, все-таки не деревня...

Кроме шуток, примеров не счесть. За последние годы можно насчитать едва ли не полторы антрепризы, которые можно было бы назвать полноценным спектаклем.

И вот "Все проходит"... Смотрю в программку. Автор пьесы Олег Данилов ("Честно говоря, не Миллер"), режиссер Дмитрий Астрахан ("Киношных мелодрам ему мало, что ли? Опять "все будет хорошо?"). В ролях: Александр Абдулов, Ирина Алферова, Сергей Никоненко, Григорий Мартиросьян, Ирина Григорьева ("Ну так бы и сказали -- придите посмотреть на живых, но уже 20 лет как разведенных Абдулова и Алферову").

Чудеса случаются. Пьеса оказалась крепко сколоченной, со смешными репризами и диалогами, режиссер кожей чувствует текст (потом оказалось, что Астрахан не впервые ставит пьесы Данилова), но самое главное -- актеры! "Все проходит" -- очень актерский спектакль. Казалось бы, двадцатилетнее супружество: он -- знаменитый и небедный, ухлестывает за молодыми девушками, она, измученная многолетним вежливым равнодушием мужа, бросается на первого же гегемона, случайно оказавшегося ее соседом в СВ-вагоне, -- что здесь такого?! Ситуация из анекдота. И это осознают сами герои. Но ведь вся наша жизнь порой до боли похожа на скверный анекдот. Но чувства, которые мы при этом испытываем, самые настоящие -- боль, слезы, тоска по утраченному.

"И, как говорил царь Соломон, все проходит" -- не раз говорят они друг другу во время спектакля -- и такое отчаянье сквозит в этом все чаще повторяющемся рефрене, что вдруг становится понятно -- не проходит ничто. Никоненко и Абдулов работают в той особой гротесковой, острохарактерной манере, которая под силу только большим профессионалам, и зал движется, дышит им навстречу, потому что почти у каждого сидящего -- почти такая же история.

Несколько в иной, драматической манере, сыграли Ирина Алферова и Григорий Мартиросьян. Но не "выпали" -- просто другие люди, так чувствуют жизнь. Возможно, поэтому и "случилось" у них в поезде. Не склонны смеяться и иронизировать -- рыбак рыбака, как говорится. Вряд ли это обдуманная режиссерская концепция, но в спектакле такая жанровая "накладка" выглядит очень органично.

...Тысячу раз прав даниловский персонаж: "Куда уходит любовь? Почему она не прощается? Нет чтоб предупредить: все, ребята, мне с вами надоело -- я ухожу". У счастья просто такая манера -- дремать за печкой. Как говорил Соломон Давидович -- не буди лихо, пока тихо.