1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №80 (832) за 09.04.2001

В КАЖДОМ РЕБЕНКЕ СПИТ РАФАЭЛЬ

Мария Петровна в свои 55 лет начала рисовать, хотя еще в школе учитель поставил ей "диагноз": "У тебя кривые пальцы!" Никакие особые художественные способности у нее не открылись. Просто Марию Петровну учили по необычной методике.

Она пришла в киевский центр занятости в состоянии депрессии: уволили за год до пенсии. Когда ей предложили освоить профессию гувернантки, подумала: "Может, для внука эти знания пригодятся". Но уже после пятого занятия в школе гувернеров с удивлением заметила, что по вечерам перестала плакать, как бывало раньше. А окончив дела, спешила к столу и карандашам -- рисовать. Сначала заданный урок, потом -- свои фантазии. Через три месяца она отлично сдала экзамены и получила работу. Оказывается, люди предпочитают приглашать к детям пожилых и опытных гувернеров.

Эта "рождественская история" стала возможной благодаря Ларисе Даниловой, преподавателю Национального педуниверситета им. Драгоманова. Она подготовила авторскую культурологическую программу для школы гувернеров с оригинальной методикой преподавания музыки, рисования и лепки. Эксперименты подтвердили -- взрослые обучаются легко. И вдруг неожиданный результат: туда потянулись родители, которые хотят "по науке" воспитывать своих детей.

-- В этом нет ничего удивительного, -- говорит Лариса Анатольевна. -- Например, в Японии есть школа, работающая по системе Сузуки, согласно которой невозможно чему-либо научить ребенка, не научив тому же родителей. Причем нужно развивать в детях не умение рисовать или петь, а воспринимать краски и звуки. Этим воспитывается чувственность, возвышенность и, как следствие -- нравственность. А у нас в школах музыку и рисование преподают так сухо, что лучше бы их вовсе не было -- не прививали бы детям отвращение к ним. Чтобы изменить ситуацию, мы решили создать "Материнскую школу", где учились бы вместе дети и родители.

Урок Ларисы Анатольевны выглядит необычно. Например, детям дают задание нарисовать осень -- роскошную, пышную. А что такое "роскошная"? Чтобы дети не просто поняли, а почувствовали это, учитель читает стихи, а в классе звучит "Осенняя песня" Чайковского. Программа рассчитана на работу с дошкольниками, а начинать можно с годовалого возраста.

Играя в "домики", где живут нотки, дети учатся слышать музыку. Ведь слушать классические произведения тоже нужно уметь, а у наших детей слух "замусорен" малогармоничными мелодиями современных песен.

Сейчас ребенка без музыкального слуха в музшколу не возьмут. Кандидат педагогических наук, доцент Тамила Гризоглазова считает: нельзя лишать человека музыкального образования только на том основании, что он не будет профессиональным пианистом или певцом.

Как ни странно, даже среди студентов этих двух замечательных преподавателей мало таких, которые хотели ли бы работать по новой методике. Возможно, потому, что культурный кругозор -- увы! -- все еще мал. А может, потому, что семейного воспитания у нас в принципе никогда и не было? Идея эта лишь постоянно декларировалась. "Материнская школа" -- первое в Украине такого рода заведение -- хочет дать родителям все знания и навыки воспитания. И в этом ей помогут преподаватели Института психологии им. Костюка, Академии педнаук, Ассоциации "Малая академия наук".

Правда, сегодня школа еще не имеет помещения, у нее нет преподавателя-педиатра и... милиционера. Дело в том, что задумывается курс и по безопасности жизни. Конечно, легко смотреть на японцев, имеющих передовые художественные школы для всех (!) и даже Институт цвета. Но это возможно и у нас. Нужно только любить детей. Но, Господи, как же это трудно!