1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №82 (834) за 11.04.2001

ПОДСЕЧКУ СЛОНУ? НЕ СЛАБО!

Десять лет шесть крепких мужиков работали одной дружной командой, выполняя разной, часто уникальной, сложности трюки в кино. Их удивительным образом объединяла страсть, которая попросту называется киносъемка. В этом слове какое-то необыкновенное ощущение свободы, к которой мужчины особенно стремятся. Съемки "звали" в разные концы земного шара, кино давало возможность интересно жить и максимально использовать свои возможности и знания, приобретенные в "докиношной" жизни.

Олег Корытин пришел в команду, защитив диссертацию кандидата физико-математических наук. Сегодня у него своя конюшня, в которой готовят лошадей для многих киностудий, в том числе и для украинских. Олег Федулов -- программист, начальник отдела крупного технического центра в США. Эстонец Алдо Тамсаар поднял кинопрокат в своей стране и стал официальным миллионером. Латыш Улдис Вейспал некоторое время совмещал две должности: начальника грузового порта и заведующего кафедрой актерского мастерства Рижской консерватории. Николай Сысоев -- автор двух книг -- "Настольная книга каскадера" и "Каскадерские байки", пишет сценарии для телевидения и готовит к изданию новый роман.

Одним из первых пришел в 60-х в тогда еще неведомую профессию каскадера Александр ФИЛАТОВ, который уже много лет живет и работает в Киеве. А попал сюда коренной ленинградец... из-за любви к ракетам. Занимаясь много лет конным спортом, он закончил Ленинградский военно-механический институт, диплом которого до сих пор высоко ценится во всем мире. Работал на уникальном в то время киевском заводе имени Артема. Параллельно снимался в фильмах как каскадер. Он вошел в этот "мир" в 1966-м в Ленинграде на картине Игоря Таланкина "Дневные звезды". Приглашения после нее приходили беспрерывно -- снимали в то время очень много. Когда совмещать работу, спорт и киноэкспедиции стало просто невозможно, Александр решил уйти с любимой работы и заняться только любимыми съемками. В то время уйти с секретного предприятия было более чем сложно: инженеру пришлось "побегать" по инстанциям вплоть до Министерства обороны Союза. Все удивлялись -- такую перспективу поменять на постоянный риск! Да и материально Филатов очень проигрывал.

Но он все же ушел в никуда: не существовало тогда такой профессии -- каскадер, да и само слово это считалось чуть ли не бранным. Но на студии имени Довженко работал главным инженером Владимир Коваленко, который в порядке эксперимента принял Филатова в штат с записью в трудовой книжке "трюкач". Только в 1974 году, при заключении договора на съемки в фильме "Фаворит", усыпив бдительность директора картины, они впервые создали прецедент, узаконив профессию каскадера.

За эти годы Александр Филатов снялся в 300 фильмах. Естественно, что такое количество фильмов, режиссеров, мест съемок, актеров, трюков и так далее, перемешалось в большой киноком. В их группе даже каламбурили названиями фильмов, типа: "Медный ангел" "без особого риска" "приступил к ликвидации". Конечно же, они были заняты практически во всех рыцарско-исторически-приключенческих фильмах, а потом и в боевиках. Режиссер Самвел Гаспаров снимал каскадерскую группу Филатова во всех своих картинах. Его фильм "Шестой" особенно запомнился Александру необыкновенными творческими контактами с актерами Сергеем Никоненко, Владимиром Грамматиковым, Михаилом Пуговкиным, когда все вместе выдумывали ситуации на ходу и работали на одном дыхании.

А с точки зрения уникальности работы, конечно же, выделяется фильм "Возвращение с орбиты"(1984г.), когда в первом павильоне киностудии им.Довженко имитировали невесомость. Она была настолько достоверно снята, что даже консультант фильма космонавт Гречко отвез кадры в Москву, и их показали по телевидению, как кадры из космоса. Александру было приятно, сидя в Киеве, видеть себя в качестве космонавта. И когда он спросил у Гречко: "Зачем это было нужно?", тот ответил: "У вас невесомость артистичней". Инженер Анатолий КОКУШ даже получил авторское свидетельство на изобретение, которое оформилось очень быстро с грифом "совершенно секретно". На фестивале сложнотехнических кадров в Париже несколько десятков лучших специалистов мира смотрели эти кадры и не смогли разгадать, как можно было снять актера Будрайтиса в невесомости -- летящим и при этом еще и переворачивающимся. А Кокуш, Филатов и слесарь Петя четыре месяца разрабатывали эту сцену. А на съемке Будрайтис отказался это делать... Петя, полгода ночевавший в мастерской ради этих кадров, не выдержал. Схватил актера за грудки и, выругавшись, выразительно сказал: "Если ты этого не сделаешь, я тебя тут же грохну!" И замечательный актер Будрайтис сделал все что было нужно, даже не потому, что испугался, а просто увидел глаза Пети и понял, что он не врет.

Практически все они не? делали с первого дубля -- в этом особый каскадерский престиж. Но прежде чем сделать какой-то трюк на съемочной площадке, они годами отрабатывали его на тренировках. Например, во Вьетнаме на съемках фильма Гаспарова "Координаты смерти" друзья хохмили: "Что, слабо сделать подсечку слону?".(Это -- "лошадиный" трюк, когда лошади подсекают передние ноги, и она падает.) Не поверите -- сделали!

Каскадер должен уметь все: скакать на лошади, мчаться на мотоцикле, быть акробатом и альпинистом, плавать под водой, прыгать с парашютом, быть автогонщиком и пиротехником. Где хочешь, там и учись -- специальной школы нет. Хотя, пожалуй, одна есть -- каскадеры учат друг друга сами. А принцип всегда один -- делает трюк тот, у кого лучше получается. По большому счету, это профессия адреналиновая. Александр Филатов признался, что каждый из них несколько раз заглядывал за ту черту, куда человеку нельзя заглядывать, и поэтому они, как никто, знают цену жизни. Человеческие качества здесь особенно обнажены -- не за что спрятаться. Ребята проверили друг друга не единожды. Могут годами не встречаться, но когда нужно -- каждый бросится на помощь.

Сегодня Александр Филатов занимается продюсированием фильмов, и достаточно удачно. Еще недавно работал с английскими киношниками, в частности, в знаменитом на Западе сериале "Шарп", где был постановщиком трюков, каскадером и исполнителем эпизодических ролей. Хотя, он признается, что уже наступила своеобразная привычка: режиссеры не предлагают того, чего бы он не сделал. А поскольку скучать каскадерам не свойственно, возможно, Александр выступит еще и в роли режиссера. Почему нет? Каскадеры -- люди рисковые.