1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №82 (834) за 11.04.2001

СКАНДАЛ ПОД МИНИСТЕРСКИМ ЦИЛИНДРОМ

Сразу расставим точки над і: "Госпожа министерша" Бронислава Нушича -- это комедия. А в применении к спектаклю Национального театра имени Леси Украинки -- комедия с элементами фарса. Легкая, изящная, гротесковая... Здесь нет маленьких ролей -- каждая почти бенефисная.

Живка Попович (Татьяна Назарова) нежданно-негаданно стала госпожой министершей. То бишь, вначале, конечно, министром стал ее муж Сима Попович (Олег Комаров). А уж потом "дама, приятная во всех отношениях", дорвавшись до власти, начнет с помощью должности мужа решать свои проблемы. Кому жалованье повысит, кого должностью облагодетельствует, а кого и в ранг штатного любовника возведет. Разумеется, муж (он же "мямля") в решении таких серьезных проблем не участвует, да и вообще, в расчет не принимается. Мямля -- мямля и есть, к тому же надежно спрятанный под министерским цилиндром (сценограф Мария Левитская решает спектакль в стиле декаданс -- под цилиндром необъятных размеров выстраивается будуар, утопающий в корзинах роз).

Правда, у роз всегда есть шипы, а у героини -- "злой ангел". В нашем случае -- собственный зять госпожи Живки, Чеда (Дмитрий Савченко). У того тоже свои планы имеются, удивительно напоминающие планы другого небезызвестного героя -- Остапа Бендера. Как бы это "раскрутить" мямлю-тестя займ у государства взять, а назад-то и не вернуть?.. Узнаете сюжетик?

И все бы ничего, кабы не побили горшки зять с тещей, и решила госпожа министерша забрать обратно у зятя свою дочь. Тем более, блестящая партия подвернулась -- посол Никарагуа. Только и зять не промах -- нет, чтобы тихо-мирно да по-семейному разобраться, взял да и написал пасквиль в газетку: так, мол, и так, в некой провинции Китая жил-был великий и могучий мандарин Си-по-по (читай -- Сима Попович) с женой -- отвратительной мегерой. И начался кассетный... ой, простите, газетный скандал. Узнаете сюжетик? А пьеса, между прочим, в 29-м году написана. Правда, скандал разгорится ближе к финалу, а вначале новоиспеченную госпожу министершу бросятся поздравлять все мыслимые и немыслимые родственники, и подобострастно вытянутся во фрунт подчиненные мужа: "Уж своей не забудьте милостью..." Сцена смешная и грустная одновременно: все мы вышли из гоголевской "Шинели" и при этом подверглись, так сказать, мутации -- в отличие от Акакия Акакиевича, мы не умираем, -- просто, как крысы, сбегаем с тонущего корабля, отрекаясь от вышедших в отставку хозяев.

Сначала будет смешно. А когда на сцену выйдет очередная "мутация Альфонса" -- штатный любовник, по очереди "обслуживающий" очередных министерш (блестящая актерская работа Александра Бондаренко), станет очень смешно. А потом станет страшно: господа, да ведь мы же так живем... Над чем смеемся? Не знаю, как зрителю, а мне стало немного не по себе, когда в финале, ломая заданную комедией стилистику, режиссер Леонид Остропольский ввел гумилевское:

"Все мы -- святые и воры из алтаря и острога.

Все мы -- смешные актеры в театре Господа Бога..."

P.S. Однако мы совсем забыли о министре! Разумеется, после всех кассет... газетных скандалов, он подал в отставку. Как честный человек. В спектакле, разумеется.