Выпуск газеты Сегодня №85 (837) за 14.04.2001
ИЗГНАНИЕ ТОРГУЮЩИХ ИЗ ХРАМА
А теперь взгляните на фотографии дореволюционного Киева. Посмотрите, каким плотным кольцом блокировали торговые учреждения стены и фасады монастырей и храмов. Братскую обитель не узнать. Двухэтажные крылья колокольни, полукругом опоясывающие Богоявленский собор, вдоль и поперек завешены рекламными щитами: "Мебель и зеркала", "Рамы", "Продовольственный магазин", "Чулки", "Багет для картин"... Лавками забаррикадированы и подступы к Никольскому Военному собору. Предприниматели умудрялись даже торговать из окошек, пробитых в стенах Софийского монастыря...
Как же реагировали на такой массовый "наезд" коммерческих структур представители культа? А никак. Церковь понимала, что без материальных ценностей ей тоже не обойтись. Надо было питаться, одеваться, благоустраивать монастырские территории, а значит -- торговать. К тому времени монастыри имели свои пахотные земли и сенокосы, рыболовецкие озера и мельницы, подневольные села и крепостных.
Проезжая через Киев, немецкий предприниматель Флетчер еще в XVII веке сделал такую запись: "Монахи -- самые оборотливые купцы во всем государстве и торгуют всякого рода товарами". Действительно, обитатели монастырей были мастера на все руки. Они открывали лавки и шинки, устраивали ярмарки. Самые большими -- при Киево-Печерской лавре. Подчеркнем, что торговля производилась не в лавре, а при лавре -- на площади, расположенной у стен монастыря. Монахи соблюдали положенную догмами дистанцию.
В XVII--XVIII веках важное значение в промышленности Киева имело винокурение. Конкуренция в этой области была довольно жесткой. Магистрат отстаивал свое право на винокурение и шинкарство в пределах Подола, где в шинках выпивалось водки 30 тысяч ведер в год. "На роздробь (квартами) ее продавали ратушные шинки, "гуртом" (бочками) -- казаки. С магистратом конкурировали такие гиганты-производители, как Софийский, Михайловский и Печерский монастыри. Интересная справка: Киево-Печерская лавра в течение одного 1748 года продала "горилки" простой 10 600 ведер, водки -- 41 ведро, пива -- 98 мер, меду -- 30 мерок. Общая прибыль составила свыше 7 тысяч рублей. Лавра также имела на Печерске еще и 14 шинков (по одному на каждой улице).
Справедливости ради заметим, что это лишь одна сторона хозяйственной деятельности монастырей. В остальных вопросах они тоже не уступали киевским лидерам частного предпринимательства. Кесарево отдавали кесарю, а Богово -- Богу. Недаром за монастырскими стенами рождались самородки -- талантливые художники, резчики, скульпторы, архитекторы и "золотых дел мастера".