1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №87 (839) за 18.04.2001

ПРОДАЛ МОЗГИ, ЧТОБЫ КУПИТЬ САМОЛЕТ

Когда на поле, тихо жужжа, выкатил самолет А-22, засомневалась, что он настоящий. Малютка о двух крыльях скорее напоминала игрушку. Кто бы мог подумать, что она запросто поднимает в воздух двух пилотов и 100-килограммовый груз! Даже сидя в кабине и выслушивая короткую "экскурсию" инструктора по приборной доске, не верила. Дух захватило, когда почувствовала, что самолет отрывается от земли...

Сверхлегкий летательный аппарат назван в честь владельца -- Льва Черкасова -- "SIMBA", на африканском наречии означает "лев". Правда, улыбающаяся киска, изображенная на хвосте, лишь отдаленно напоминает грозное животное. Но главное -- суть. Несмотря на забавный вид и миниразмеры, машина мало в чем уступает другим "двукрылым", бороздящим воздушное пространство. А пообщавшись со Львом Александровичем, поняла, что для него это нечто большее, чем просто самолет. Рассказывая о своей "птичке", уважаемый профессор, академик, доктор технических наук становится похожим на мальчишку, схватившего за хвост журавля. Неудивительно, ведь осуществилась мечта, которой, казалось, путь заказан.

О высотах Черкасов думал с малых лет. Сначала был кружок авиамоделирования, школа планеристов, чуть позже -- летное училище. Но на втором курсе во время учебного полета произошла трагедия: погиб друг, сам Лев успел катапультироваться, но зрение начало ухудшаться из-за яркой вспышки взорвавшегося самолета. От полетов его отстранили. Перевелся на факультет радиоэлектроники ХАИ, параллельно учился на самолетостроительном факультете ХАИ. С 1956 года участвовал в программе "Космос", разрабатывая аппаратуру для первых космических спутников. Занимался диагностикой авиадвигателей, проектировал насосы подкачки ракетного топлива, создал систему упреждения разрушения ротора двигателя в полете (причина той самой аварии в училище и частое явление в военной авиации того времени).

Прошло несколько десятков лет, одно изобретение сменялось другим, а Лев Александрович не переставал бредить небом. Зрение восстановилось, но возвращаться в большую авиацию было уже поздно. В середине 90-х в Украине появились первые легкие самолеты, изготовленные отечественными авиаконструкторами. Можно было приобрести один. За какие деньги? Неизвестно, как долго пришлось бы Черкасову довольствоваться мечтами, если бы не случай. Как известного специалиста его приглашают в Китай научным консультантом. Возвращаясь домой с приличным гонораром, уже строил планы. О материальных благах семье пришлось забыть: $ 35 тысяч были предназначены не для этого. Лев Александрович стал первым владельцем частного самолета в Украине.

Впрочем, нет оснований называть его чокнутым из семейства "новых". Сам Черкасов сказал о себе пренебрежительно: "Я продал мозги, чтобы купить самолет". И добавил, что это очень грустно. Грустно, когда талантам приходится "продаваться" за границу, чтобы прокормить семью. Грустно, когда наше конструкторское бюро держится на плаву только благодаря коммерции. Обидно, что родная авиация, некогда могущественная, ныне состоит преимущественно из таких вот самолетиков, а остатки серьезной техники, недорезанной и не отданной за долги, постепенно превращаются в труху.

"SIMBA" -- девятый самолет легкой конструкции типа А-22, созданный киевскими специалистами. Первые восемь купил арабский шейх, так что сейчас они летают где-то над Эмиратами. У нас же покататься на этом чуде можно, например, в аэроклубе "Чайка". Предупреждаю сразу, что удовольствие не из дешевых: за 15 минут полета над территорией аэродрома нужно выложить 60 гривен и сотню, если использовать такой самолетик в качестве пригородного такси. Правда, как признался Лев Александрович, бывают исключения. Для друзей и хороших знакомых. Так что если парню захочется сделать девушке подарок ко дню рождения, достаточно будет заплатить за бензин. Кстати, расход последнего не так уж велик -- до 10 литров в час (бак рассчитан на 100 литров).

Сам Лев Александрович использует свою "птицу" как обыкновенную машину. Летает на дачу или на природу в компании других летчиков. Даже если нет повода, все равно садится за штурвал: усталость от напряженного трудового дня как рукой снимает. В прошлом году удалось слетать даже в Крым. В планах -- Германия и Португалия. Приглашения уже есть, осталось получить национальный сертификат, без которого за границу не улетишь. Я очень удивилась: "В Германию, на этом?!" Но следующие аргументы меня убедили: самолет может лететь без заправки 1000 км (до Германии -- 2000 км), берет высоту 4,5 км. Но самое главное, конечно, опыт летчика. По пути на юг, например, группу самолетов, возглавляемых Черкасовым, застала плохая погода с дождем и ветром. Можно было переждать в Кременчуге, где делали посадку, но "захотелось самоутвердиться", доказать, что старые волки способны еще на многое. Заодно доказали, что техника надежна.

Предел возможностей все же есть. Не по крылу, например, ветер сильнее 10 м/сек. Если же погода благоприятная, то особого умения, чтобы управлять таким самолетиком, не нужно. Достаточно пройти четырехмесячное обучение в школе пилотов, если позволяют средства (1 час полета стоит 80 долларов, а курс включает в себя 50 "летных" часов). Главное -- желание и умение расслабляться за штурвалом, напрягая только глаза. Я бы добавила, что и хорошее здоровье не помешает -- когда самолет выделывал простенькие пируэты над полем, мне пришлось пожалеть о плотном обеде. Успокаиваю себя тем, что нужно привыкнуть. Иначе как я буду летать со Львом Александровичем на шашлыки?