1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №87 (839) за 18.04.2001

"Я ДО 80 ЛЕТ БУДУ СЕКС-СИМВОЛОМ!"

Об Ирине Алферовой ("Хождение по мукам", "С любимыми не расставайтесь", "Три мушкетера" и др.) редко говорят -- блестящая, остроумная, талантливая... Зато почти всегда -- "красивая женщина". Более того, который год по опросам светских газет и кинематографических журналов она определяется населением необъятного СНГ как "секс-символ". Впрочем, в той части жизни Ирины Ивановны, которая определяется как "личная", далеко не всегда было все просто.

Разговор наш без сомнений сложился: Ирина с готовностью отвечала на любой вопрос, а принимая букет цветов, мило покраснела: "Ой, это же мои любимые!"

"ЗАХАРОВ ВЫЯСНЯЛ СО МНОЙ ОТНОШЕНИЯ В МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ"

Поэтому встретившись с ней после киевской антрепризы "Все проходит" (где она сыграла с экс-мужем Александром Абдуловым), мы с этого и начали разговор: а что, действительно был прав царь Соломон -- все проходит?

-- Нет, как раз ничего не проходит -- все остается в нас. Жизнь такая короткая -- разве возможно что-то забыть?! Поэтому совершенно искренняя в этой работе, я на самом деле так думаю.

-- Ира, часто говорят и пишут, что в Ленкоме у Марка Захарова ваша карьера по каким-то причинам не сложилась. Почему так произошло?

-- Не хочу об этом говорить, потому что он взял с меня слово, что с журналистами это больше обсуждаться не будет. Правда, он не нашел другого дня выяснить эти отношения, как в мой день рождения... Честно говоря, стараюсь об этом не думать. У меня достаточно работы помимо театра Захарова. Поэтому пусть он будет счастлив.

-- А вы вообще человек не обидчивый, не злопамятный?

-- Нет, я обидчива. Мне до сих пор больно об этом думать. Ну есть у него, наверное, какие-то причины. И потом, если бы я видела в театре каких-то ярких конкуренток, то просто бы смирилась... Всегда мечтала встретить режиссера, который бы видел во мне нечто большее, чем актрису с милым лицом.


АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Рассказывая о своем характере, Ирина подчеркивает, что при всей "тонкокожести", обидчивости и ранимости -- совершенно независтлива ("Чему завидовать? Когда мне давали какую-то роль и кто-то из подруг просил уступить, говоря, что мне дадут еще -- уступала"). На съемках картины "Д"Артаньян и три мушкетера" у нее случился конфликт с режиссером из-за того, что с ней мало репетировали, не шили костюмы для роли, на площадку не пускали никого из партнеров. Говорили: вот стул, на котором должна сидеть Фрейндлих, обращайтесь мысленно к нему. Но работу она выполнила до конца, о чем сегодня не жалеет.

С горечью вспоминает первые годы после развода с Александром Абдуловым: "Когда в моей жизни случились перемены... на первом этапе моего идеального существования, -- друзья предупредили, что у меня есть недоброжелатели... Оказывается, после возвращения из загранкомандировки (я снималась в Югославии) наши актрисы ходили в бухгалтерию узнавать, сколько я денег получала").


-- То есть все-таки есть ощущение, что у вас кто-то украл кусок профессиональной жизни?

-- Нет, нет! Если так думать -- станет просто невыносимо! Была же все равно хорошая работа, было много хороших людей! Может быть, благодаря этому я сохранила острый интерес к профессии -- мне еще хочется играть. Вот мы уже 10 лет играем "Пришел мужчина к женщине". Спрашиваю моего партнера Альберта Филозова: "Какую женщину тебе сегодня играть?" Играю, как сегодня чувствую.


АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

По рассказам самой актрисы, она не любит быт, однако хорошо готовит -- все домашние обожают ее стряпню. Но особо на этом не зацикливается -- делает все на бегу. Обожает чистоту. Но во время выполнения домашней работы она "как бы перестает быть сама собой": "Где Ира?" -- спрашивает муж. А я отвечаю, что Ира придет через час".

Ирина Алферова воспитала общую с Абдуловым дочь Ксению, которая работала в юридической фирме, а недавно попробовала себя в роли телеведущей. "Идея пойти на телевидение принадлежит ей. Сама звонила, договаривалась". После смерти сестры Ирина Ивановна забрала двух ее детей и воспитывала как своих. Однажды на вопрос журналистки любит ли она цветы, ответила с горечью: "Я их ненавижу! Они напоминают мне похороны сестры. У нее весь гроб был завален цветами".


-- А в реальной жизни вы тоже каждый день новая женщина?

-- Ну, основа-то, наверное, одна, но все равно что-то неуловимое меняется -- вместе с жизнью и обстоятельствами. Приведу пример -- возможно, банальный. Актеры очень любят кокетничать: ах, опять презентация! опять ресторан! опять сидеть -- как это все ужасно! А мне нравится в ресторанах -- другой мир, красивые бокалы, подарки. Я умею радоваться каждую секунду и делать маленькие открытия.

"КНИГУ ТАТЬЯНЫ ЕГОРОВОЙ НЕ ЧИТАЛА И ЧИТАТЬ НЕ СОБИРАЮСЬ"

-- Ира, герой вашего сегодняшнего спектакля утверждает, что у каждого человека -- свой возраст: бывают дети с глазами стариков и наоборот. Вот, по вашему ощущению, сколько вам лет?

-- Знаете, люди ведь вообще не меняются. Все эти девочки -- и трехлетняя, и шестнадцатилетняя -- живут во мне. Спрашиваете, сколько мне лет?.. (Смеется.) К сожалению, мало.

-- Или к счастью. Вы когда-то собирались написать книгу. Даже начинали. Да так и не закончили...

-- А я пишу! Где бы ни ездила, с кем бы ни встречалась, -- всегда оставляю заметки. Мне даже кажется, что у меня есть свой стиль. Но я их пока никому не отдаю.

-- Дайте нам! Газета "Сегодня" с удовольствием их опубликует.

-- Что ж, это не исключено, вы первые предложили. Вот была недавно в Австралии и Германии, общалась с очень интересным человеком -- он прочел и забрал у меня. Но я как-то стесняюсь, сейчас ведь все пишут... Это уже просто неприлично.

-- Вот кстати о том, что "все пишут". И часто неприлично. Читали ли вы книгу Татьяны Егоровой "Андрей Миронов и я". Как вы к ней относитесь?

-- Не читала и не собираюсь читать. Для меня все, что там написано, -- однозначно неправда. Есть люди, о которых никто не имеет права писать подобное. Миронов -- из них. Я уверена, что Таня Егорова -- не факт его биографии. Ей только казалось, что это не так. Я знала Миронова, десятки раз видела его на сцене, и у меня есть основания так говорить. А потом... всегда есть несколько прав. Особенно по отношению к людям гениальным...

-- Да и не только гениальным. Никто никому не судья...

-- Согласна, но таких, как Миронов, это касается особенно. Вот я с Олегом Далем снималась в последней картине... До того я столько слышала ужасов о его невыносимом характере, что была готова ко всему. Но в процессе общения с Олегом поняла: он имел на все это право. Он, если и уходил с картин или театров, то не потому, что не давали "лишнего бутерброда", а в случае, если понимал: это не искусство. Настолько высокой была планка. При этом страдал и мучился гораздо больше, чем окружающие. Но у Егоровой, наверное, другие мерки...

-- Просто для женщины личная история оказалась намного важней, чем корпоративные идеи и профессиональный взгляд на вещи. Для вас -- наоборот?

-- Мне очень трудно давать однозначный ответ на этот вопрос. Дело в том, что я не отделяю профессию от жизни. Если мне хорошо в профессии, значит, мне хорошо и в жизни. Люди, с которыми я живу, должны это понимать и радоваться этому. Если ты счастлив на сцене -- значит, хорошее настроение, самочувствие, выглядишь соответственно. Вот мне недавно сказали, что по результатам каких-то там опросов я опять объявлена самой красивой и сексуальной актрисой года. Я так хохотала: "Ну все! Теперь я до 80 буду самой сексуальной!", но, если честно, -- приятно.


АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Ирина Ивановна действительно до сих пор хороша. Хотя и сетует -- для режиссеров в ее случае всегда была важна только внешность, сама своей внешностью недовольна -- "хотела бы многое в себе изменить". Чтобы быть в форме, по ее словам, ничего особенного не делает -- правда, никто в это не верит. "От возраста все равно никуда не деться. Вот приду, умоюсь холодной водой с мылом. Молодеешь ведь только от любви". Всегда нежно и доверчиво (почти беззащитно) рассказывает, как нуждается во внимании окружающих. Ход, конечно, старый, зато -- безотказный.


-- Вот мы (актерский состав антрепризы "Все впереди" -- Авт.) вчера вечером ужинали, обсуждали будущий день рождения Сергея Никоненко. Говорили об Ирочке Григорьевой, что она одна из лучших моделей -- и это действительно так. Говорили, как Сережу будем поздравлять. (С детской обидой.) А про меня никогда никто ничего не говорит! То ли считают, что я в этом не нуждаюсь... Меня так удивляет! На самом деле я очень нуждаюсь во внимании, как любая женщина. Основная любовь приходит не от коллег, а от людей "из жизни", от зрителей.

"У АБДУЛОВА -- СВОЯ ЖИЗНЬ, У МЕНЯ -- СВОЯ"

-- Ирина, а как вам работается на сцене с бывшим мужем Александром Абдуловым? По сценарию, у вас большая любовь...

(На ловца и зверь бежит. Не совсем, конечно, зверь, но в "зверском" настроении распахивает дверь гримерной, в которой происходит разговор, партнер по спектаклю Александр Гаврилович Абдулов и нервно вскрикивает: "Мы все что должны стоять внизу и ждать?!" Так же нервно убегает. Немая сцена.)

-- (Смущенно откашливаясь.) Ну вот видите, как работается... Но, знаете, он очень хороший актер, и я ценю это. Хороших актеров очень мало.

-- И когда он вас на сцене обнимает, вы совсем ничего не чувствуете?

-- Нет-нет, я это совершенно "отставила". У меня своя жизнь, он живет своей жизнью, не хочу портить того, что было.


АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Александр Абдулов в интервью радио "Профиль" (3 августа 1998 года) на вопрос, общается ли он с бывшей женой, ответил следующее: "Что значит общаюсь? Мы же живем не на разных планетах! Конечно, общаюсь. Мало того, мы работаем в одном театре и мы нормальные люди. Что нам -- бегать с топором друг за дружкой, что ли?"


-- Ира, в прошлом году московская пресса писала, что вы вышли замуж...


АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Ирина Ивановна считает себя идеалисткой -- "всегда считала, что любовь должна быть одна". В школе мальчики ходили за ней толпами, она принимала приглашения на свидания, "но дотронуться до себя не разрешала -- была правильной девочкой". Из-за этой "правильности" ее редко приглашали в компании: "Все вокруг пили, курили и думали, что я их буду за это осуждать. А я не осуждала, я страдала". Одной-единственной любви, к сожалению, не получилось. Но и сегодня любовь занимает огромное место в ее жизни.


-- Я ненавижу слова "брак", "муж"! Со мной рядом 10 лет очень хороший человек, мнение которого мне дорого, которому я доверяю -- бывший актер, кстати. Мы сразу договорились, что в наших отношениях не будет никакой ревности. Для меня в этих отношениях главное, что меня любят. Пока это есть -- я счастлива.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Красивым женщинам всегда неприятен вопрос о старости. Алферова реагирует на него с юмором: "Думаю о ней. И о смерти тоже. Надеюсь на чудо... Умереть бы на сцене... Для моей профессии было бы идеально. Но, к сожалению, я буду жить долго. Согнусь и буду ходить с палочкой, переживая страдания и тяготы".

К счастью, тяготы старости -- в будущем, а сегодня (посмотрите на снимок!) -- все та же лучезарная улыбка Констанции.