1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №90 (842) за 21.04.2001

ЗАТЯНУЛ ПЕСНЮ -- УПЛАТИ ЕЕ АВТОРУ

Никто, конечно, не предлагает взимать мзду с развеселых компаний, оглашающих окрестности хоровым пением. Да и до бренчащих на гитарах "лабухов" в подземных переходах руки дойдут нескоро. А вот разнообразные "злачные места" за музыкальное, видео- и т.п. сопровождение своей деятельности по закону обязаны выплачивать энную сумму авторам исполняемых произведений. И платят. Прямо скажем, без большого желания и далеко не все. Но -- лиха беда начало.

"Музыкальный налог" составляет в месяц от 70 грн. для кафешки с десятком столиков, стоящей на окраине, -- до 1350 грн., которые должны отстегивать владельцы фешенебельных ресторанов с сотней посадочных мест и "живой" музыкой. А средние расценки -- 200--300 грн./мес. с кафе, 600--650 -- с ресторана. Если учесть, что только в Киеве таких заведений свыше полутора тысяч, набегает порядка полумиллиона гривен. А по Украине? Многие миллионы можно получать, в прямом смысле, из воздуха! И, согласно подписанным нашей страной Женевской и Бернской конвенциям и Закону Украины "Об охране авторских и смежных прав", практически все эти денежки должны попадать в карманы авторов произведений. Как зарубежных, так и отечественных. Последние, таким образом, будут избавлены от забот о хлебе насущном и смогут полностью сосредоточиться на написании новых бессмертных творений, тиражирование которых принесет новые доходы.

Автор сего опуса вовсе не издевается ни над почтеннейшей публикой, ни над не менее уважаемыми мэтрами и "сантимэтрами". Все описанное давно существует в странах, несколько более продвинутых в сфере защиты авторских прав. Последнее время такой подход начал внедряться и у нас, но очень медленно. К примеру, в Киеве на призывы созданной при Министерстве образования и науки Украинской ассоциации авторских и смежных прав (УААСП), по словам ее руководителя Анатолия Бойченко, откликнулись лишь около трети заведений. Остальные проигнорировали требования выполнять закон. Конечно, методы борьбы с ними есть: после ряда предварительных процедур автор (либо УААСП от его имени) может обратиться в суд с иском о нарушении авторских прав. Процесс может стать необратимым, если провести несколько показательных (простите за каламбур) процессов над злостными нарушителями закона об авторском праве. Как говорят китайцы: "Когда бьют осла -- пугается и лошадь".

В Украине с 1994-го действует постановление Кабмина №784, предусматривающее выплату вознаграждения авторам за использование в любой форме их творений. Есть термин -- "интеллектуальная собственность", который распространяется на все сферы человеческой деятельности. Образно говоря, даже дворник может запатентовать свой способ подметания улицы, если докажет, что он коренным образом отличается от общепринятого. Тем не менее, отношение к незаконному использованию результатов работы чужого "серого вещества" со стороны многих судов весьма скептическое. Мол, слишком уж эфемерное понятие. Вот ежели кто стащил мешок картошки -- состав преступления налицо. А публикация статьи без заключения авторского договора... Автор этих строк второй год судится по данному поводу с неким изданием, на днях состоится 12-е (!) слушание дела, и конца-края не видно. По имеющимся сведениям, за весь прошлый год в Украине рассмотрено всего лишь около 50 подобных исков.

Что может дать Украине принципиальное решение этой проблемы? Как минимум -- снятие претензий из-за рубежа по поводу бесконечных нарушений авторских прав и дополнительные поступления в бюджет в виде подоходного налога на собранные в пользу отечественных авторов деньги. Но это не главное. Как показывает практика бывших "западных" соцстран, когда у них существовало подобное "пиратство", "местная" музыка составляла не более 5--6% репертуара. С его искоренением "сценический патриотизм" вырос на порядок. Пошла цепная реакция: из ста созданных доморощенными авторами произведений десяток становились популярными, а 2--3 -- хитами. Вот и получается: пока не научимся охранять чужое -- не создадим своего.

Напоследок -- каверзный вопрос: а кто будет платить "за музыку"? Увы, ответ очевиден: тот, кто ее слушает. В обложенных "музналогом" кафе стоимость блюд возрастет, как минимум, на его величину.