1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №91 (843) за 23.04.2001

НЕ СЕРДИТЕ ПРИЗРАКОВ -- МЕРТВЕЦЫ МСТЯТ...

Такое буйное паломничество народа, какое наблюдалось вчера на погостах, бывает раз в году: десятки тысяч людей нескончаемым потоком устремляются к могилам предков -- зажечь свечу, выпить припасенную "четвертинку" водки, разложить крашеные яйца и пасхальные куличи на холмики земли "для птиц". Ближе к вечеру мертвецки пьяных паломников, осеменяющих могилы бутылочными пробками, можно уносить без памяти -- чудно все-таки у нас проходят "гробки"...

УТОПЛЕННИКА ПОМИНАЙ В ЧЕТВЕРГ

На самом деле поминальный день вовсе не в воскресенье -- он наступит завтра, в первый вторник после Пасхальной недели. (Некоторые считают, что даже сегодня: само понятие "понедельник -- день тяжелый" происходит от легенды, будто души умерших, попав на тот свет, встречает "святой понедельник", который допытывается о грехах, совершенных при жизни). Всего же в году несколько поминальных дней. Главными считаются мясопустная суббота накануне Масленицы, Радуница -- первый вторник после Пасхальной недели, Духовская суббота накануне Троицы и суббота накануне дня Дмитрия Сопунского (8 ноября). Есть еще один поминальный день, не признанный православной церковью, но соблюдаемый народом -- это Семик, четверг накануне Пасхи: в этот день издавна принято поминать тех, кто умер неестественной смертью -- повесился, утонул, был убит или пропал без вести...

Визиты на могилы в послепасхальные дни -- давняя славянская традиция: в старину с праздничной церковной заутрени с освященными куличами и крашеными яйцами нередко шли через кладбище. Хотя батюшки увещевают не посещать некрополи в Пасху, на русских погостах в этот день в былые времена даже буйствовало веселье: почивших родичей старались приобщить к великой пасхальной радости и "похристосоваться" с ними. Для "дремучих" предков смерть была понятием относительным и не столь зловещим, как для нас: они верили, что покойники не совсем мертвы и еще воскреснут в день Страшного суда, а живущие -- не вполне живы ("семя тли" -- в каждом, и рано или поздно смерть неминуема).

"ГРОБКИ" -- НЕ КРАСНАЯ ГОРКА

Массовые гульбища в таком неподходящем для веселья месте, как кладбище, связаны с обычаями Красной горки, выпадающей именно на первое воскресенье за Пасхой. По традиции в этот день сватались, женихи выбирали невест (на Красную горку грех торчать дома -- иначе век будешь в девках сидеть или урод в пару достанется). Наиболее удачным этот день считается для свадеб. А засватанные сироты на Красную горку обязательно приходили на могилы родичей просить родительского благословения, угощали друг друга... яичницей. Некоторые окуривали могилы родственников ладаном, сыпали на холмики зерно и крошили пасхальное яйцо, делали в земле ямку и наливали в нее вино или пиво.

Культ почитания умерших живет с первобытных времен. Сохранились и магические обряды -- у каждого народа разные. У мордовцев усопшие предки считаются покровителями: к ним обращаются с молитвами и просьбами. И ныне некоторые ходят на кладбище просить покойных отцов об исполнении заветных желаний (между прочим, помогает!). С усопшими родичами советовались перед важным делом или судьбоносным событием: свадьбой, коммерческой сделкой, покупкой дома. С того света покойный родственник обязательно даст знак во сне (жаль только, что понимаешь его значение иногда лишь спустя годы).

В ЦАРСТВЕ ТЕНЕЙ ХОЧЕТСЯ ГОРЯЧЕГО СУПА

Разгневавшись, предки могут наслать болезнь или несчастья на семью. Поэтому к местам погребения следует относиться с благоговением. Мертвых лучше не сердить, а наоборот, всячески ублажать: приносить жертвы, раздавать милостыню прохожим и нищим, устраивать в честь почивших поминальные обеды. Особенно ценится тайная благотворительность скорбящих, которая, как считается, очень помогает умершим душам в царстве теней. И намного легче им становится, если помолиться за них в поминальные дни... В это время церковь совершает всеобщие (вселенские) панихиды, но можно заказать поминальную службу и по своим усопшим.

Обычный набор поминальных яств, с которыми в наши дни собираются на кладбище родственники и знакомые умерших: паски, крашеные яйца, колбаса, конфеты, печенье... Но непременно стоит приготовить хоть одно поминальное блюдо -- кутью, рис с изюмом, кисель или блины. На поминках не чокаются, первый тост произносят в память об умерших, вспоминают о них в беседе... А церковь вообще исключает алкоголь и мясо в поминальной трапезе. Знакомая кладбищенская бабушка, которая перебивается тем, что собирает на погосте подаяние себе и внукам, рассказывала мне, что лучшее для наших покойных поминальное угощение -- не водка и не дорогостоящие деликатесы, а суп или чай -- главное, теплый.

УВИДИШЬ МЕРТВЕЦОВ -- СКОРО САМ ПОМРЕШЬ

У белорусов о почивших говорят: "Ушли к дедам" или "Гуляют с дедами", поэтому в поминальные дни там принято "кормить дедушек" на ритуальных трапезах, выплескивая на землю несколько ложек супа. В поминальные дни крестьяне не работают ни в поле, ни дома -- иначе покойники могут отомстить. Свято верят, что души усопших в поминальные дни навещают своих живых родственников, прилетая с "того света". Некоторые умудряются даже видеть покойных родичей: говорят, это получится, если сесть на печь и смотреть через хомут. Однако лучше не экспериментировать с потусторонними силами: если увидишь мертвых -- значит, скоро сам отправишься к праотцам.

В Европе поминальным считается День всех святых. Там принято разжигать пожарче огонь в каминах и печах -- верят, что души усопших возвращаются в свои дома повидаться с близкими, ощутить тепло семейного очага. Поэтому ближе к огню подвигают стулья для всех покойных родственников, чтобы их души могли согреться. В память о них пекут поминальный пирог или хлеб, разрезают его на кусочки и предлагают попробовать гостям со словами: "Поминальный пирог! Поминальный пирог! Господи, помилуй души христианские". Этот ритуал выполняется с несколько меркантильной целью, дабы визитеры не имели возможности увильнуть от молитвы за незабвенных покойников.

НА КЛАДБИЩЕ -- С КОЧЕРГОЙ!

Если аскетичные западные поминки носят скорбный налет, то в России, в Орловской губернии, в старину на погостах совершался пасхальный обряд изгнания смерти, поверженной воскрешением Христа из мертвых: ночью по кладбищу с дикими воплями носились женщины, вооруженные кочергой, метлой и ухватом. И чем громче они кричали , тем здоровее должен был быть грядущий год, тем меньше обещал болезней и страданий. Еще один зловещий ритуал -- облегчать загробные страдания усопших путем изгнания из могил нечистой силы: их родичи, помолившись, всю ночь метались по погосту, разрезая воздух острыми ножами с криками: "Уходите прочь, злые духи!" Скорбящие бедняги искренне верили, что душам покойников станет легче...

МУЖ ЯВИЛСЯ В КОСТЮМЕ, В КОТОРОМ ЕГО ПОХОРОНИЛИ

В том, что близкие нам люди являются домой с того света в поминальные дни, уверяют и ясновидцы, якобы владеющие чудодейственным даром лицезреть покойников. Рассказывают, как в один из поминальных вечеров истосковавшаяся по своему покойному мужу вдова по обычаю выставила на стол бутылку водки, нарезала хлеб. Вдруг взвыл и зарычал домашний пес, бросившись к входной двери: у испуганной собаки шерсть стояла дыбом. Однако скорбящая фемина никого в дверной глазок не увидела... Обернувшись к столу, она, онемев от потрясения, обнаружила... призрак покойного супруга: прозрачный силуэт прошествовал по комнате и скромно присел на диван. Незабвенный задумчиво смотрел сквозь нее... И был одет в тот самый костюм, в котором его похоронили!

Сколько ночей она вспоминала его, твердя невысказанное и сожалея о свершившемся, а тут как заклинило! Но спохватившись, хладнокровная женщина, которой посчастливилось снова увидеть навеки ушедшего мужа, кинулась за угощением -- в одно мгновение налила рюмку его любимой "оковытой", схватила кусочек хлеба. И все же, когда вернулась, диван был пуст, а благоверный исчез! В отчаянии она оставила водку на столе, опустилась на то место, где только что была тень возлюбленного. И тут по ее лицу просквозило легкое дуновение, от которого душа женщины похолодела от страха, а стоявшая на столе рюмка опрокинулась -- мистика какая-то...

Единственное, в чем сходятся рассказы людей, якобы удостоившихся возможности видеть своих умерших бабушек, отцов и мужей, -- это то, что они, как и при жизни, упорно поднимаются домой по ступенькам лестницы, хотя могли бы являться сквозь стены или в окно. Уверяют, что общение с пришельцами с того света под силу каждому: надо только приготовить теплое угощение и ждать в поминальные дни -- говорят, обязательно почувствуете присутствие родной души.

И все же, думается, лучше не чародействовать с призраками потустороннего мира, а привести в порядок могилки родственников, покрасить ограды (пока мы сами еще на этом свете). Ведь главное в поминальных обрядах -- не мистический экстаз, а жертвенность ради дорогих нам и навсегда ушедших людей. Можно верить в это или нет, но о поминальных визитах родичей на кладбище иногда впервые узнаешь не от них самих, а... во сне: покойные, которых они проведывали, почему-то после этого снятся не больные и страдающие, а удивительно счастливые, радостные и довольные...


КСТАТИ

ВСЮ ЖИЗНЬ КОПИ НА ПОХОРОНЫ

Все, что нужно покойнику -- два метра земли, но получить их иногда не легче, чем при жизни -- квартиру. В Румынии запастись местом на кладбище можно, купив или арендовав клочок земли (максимальный срок "найма" -- семь лет). Уже сейчас на кладбищах румынской столицы нет ни одного свободного места, и продажа участков на погостах прекращена. Предприимчивые люди выходят из положения, перенося ограды или "урезая" аллеи в некрополях. Драгоценные квадратные метры стали дефицитным товаром, а клиенты -- элитарными: генералы, министры, парламентарии, которые загодя готовятся к достойному уходу в мир иной. По неофициальным данным, оборот могильного "черного рынка" достиг $5 млн./год. Хозяева кладбищ порой ухитряются продать одно "вечное местечко" несколько раз. Случается, румыны обнаруживают в семейных склепах чужих покойников или не находят надгробий, снесенных, чтобы освободить место для "сиятельных" трупов. Смерть -- дорогое удовольствие, и если в карманах ветер -- путь покойника лежит на кладбище бедняков: здесь за государственный
счет хоронят бродяг и нищих, а тысячи безымянных могил периодически перепахивают трактором.


ХОЧЕШЬ -- ВЕРЬ...

ПОКОЙНИКИ ЯВЛЯЮТСЯ ВО СНЕ

Увидеть во сне покойных родственников или знакомых -- как правило, к дождю (или снегу). Но если они молчат -- очень плохой знак: являются предупредить семью о надвигающейся беде глобальных масштабов. А коль зовут -- значит, твоя смерть на пороге.

Снится человек в гробу умершим -- долго будет жить. Могила во сне означает повышение по службе: причем, чем выше холм -- тем удачнее продвижение по служебной лестнице. Если покойный родственник снится несчастным, в разорванной одежде -- надо поехать на кладбище его помянуть и непременно раздать одежду и поминальную милостыню нищим. А скорые похороны в семье предвещают коровы во сне, яблоки и жаркое солнце.