1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №92 (844) за 24.04.2001

НЕ МЕШАЙТЕ УКРАИНЕ ЛЕТАТЬ!

Недавно в Харькове состоялся первый испытательный полет самолета Ан-74ТК-300. Машину "родили" четыре предприятия: Харьковский авиазавод (ХГАПП), АНТК им. Антонова, Запорожское мотостроительное КБ "Прогресс" и Запорожский завод "Мотор Січ". Казалось бы, можно гордиться -- появился первый украинский самолет XXI века, причем без помощи государства. Значит, можем? Можем. Но -- на зло всем, горько замечают создатели новой современной машины. Один из них -- директор АО "Мотор Січ" Вячеслав Богуслаев. С ним-то я и решил обсудить судьбу нашей авиации. Как-никак, Украина входит в восьмерку государств не только строящих, но и проектирующих летающую технику.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ -- САМОЛЕТЫ

Как вы считаете, Вячеслав Александрович, будет ли новый самолет популярен у потенциальных покупателей? Выгодный это товар?

-- Будет ли раскупаться Ан-74ТК-300 после его сертификации, по большей части зависит, к сожалению, не от нас, его создателей. Нас с рынка активно вытесняет Западная Европа и США, а родное правительство активно этому содействует. Разве не должно быть наоборот?

Вот, кстати, 7 мая в Киеве "Мотор Січ" будет участвовать в подъеме знаменитой "Мрії". Шесть двигателей по три миллиона гривен каждый -- получается, что только наше предприятие вложило в проект 18 миллионов. А государственной поддержки нет. Я уверен, и не будет. А в мире такого не бывает. В стране, которая претендует на звание авиационной, прогрессивной (авиация -- начало прогресса, его фронт), как минимум 50% расходов берет на себя государство. Остальные 50% делят заказчики и производители. Так происходит и в США, и во Франции, и в Германии.

-- Извечный вопрос: кто виноват? Мы сами, своими руками губим авиапромышленность? Или существует некая третья сила, которой невыгодно, чтобы Украина строила самолеты?

-- Насчет своих собственных рук я вам вот что скажу: уже третий год я и другие задействованные в авиастроении предприниматели не можем внести в парламент, через правительство, законопроект о развитии самолетостроения в Украине. Кстати, не подумайте, что мы таким образом преследуем корыстные цели. Разумеется, нам экономически выгодно, чтобы такой закон действовал. Между прочим, такой закон есть уже в Казахстане, в Узбекистане, в Беларусии. А мы никак не можем добиться, чтобы парламент принял такой закон. Я считаю, это потому, что в нем не заинтересован Международный Валютный Фонд. Там якобы располагают данными, что те деньги, которые Украине (подчеркиваю) не дают, мы можем использовать на развитие авиации.

Все это значит, что наше правительство служит тем, кто обещает пряник, если будем "слушаться и хорошо себя вести". Наши руководители гонятся за этим "пряником", но все никак не поймают. А самое страшное -- этого "пряника" просто не существует. Есть интерес западный и есть наш, кровный. Они не могут совпадать, ведь мы живем в эпоху рынка -- вот о чем следует помнить власть предержащим.

БИЗНЕС ЕСТЬ БИЗНЕС

-- То есть, по вашим мнению, западные институты вроде МВФ и ЕБРР нам не помогают, а, скорее, наоборот? Не слишком ли круто обвинять их в таких злобных планах?

-- Все идет к тому, что мы будем шароварным государством и ездить на волах. Потому что мы рассматриваемся Европой как сырьевое государство. И не потому, что они такие злые -- это элементарные законы рынка. Считаются с тем, кто силен.

Сейчас Украина претендует на страну с высокими технологиями. Этого в Европе не хотят -- зачем им сильный конкурент? Яркий пример -- Ан-70. Прекрасный самолет, лучший в своем классе. Это все признают, и западные страны в том числе. Но его не взяли в кооперативное изготовление. Потому что им не нужно наше ноу-хау. Они скопировали, что им понравилось, и будут делать свой самолет. Только с другими двигателями, с другой авионикой и т.д.

Знаете, европейцы иногда говорят, что строят у них турки, подметают вьетнамцы, готовят пищу и стирают белье малазийцы. Боюсь, как бы и нам не подыскали через пару лет подобную работенку.

-- А кому тогда нужны украинские самолеты, если западноевропейские страны и США нас "не хотят"?

-- Действительно, мы создали самолет -- а ведь неизвестно, купит ли его кто. У нас в государстве нет авиационного рынка. А нет потому, что его не создал тот же г-н Ющенко. Мы, например, уже пять лет говорим о лизинговой системе. В России ее создали. То есть государство выделяет средства какой-либо авиакомпании. Та заказывает нам самолеты, а получив их, сдает в эксплуатацию мелким авиакомпаниям и так возвращает себе потраченные деньги. Всем понятны выгоды этой системы. А вот правительство наше этого делать не хочет. Точнее, ему запрещают МВФ, ЕБРР и прочие. Они якобы могут дать деньги, но если мы угробим свою авиационную промышленность. Так ни денег не будет, ни промышленности.

ЭКОНОМИКА ПО-УКРАИНСКИ?

-- Получается, беды наши -- от злых происков "капиталистов"?

-- Нет, конечно. Есть сугубо наши "заслуги". Например, отсутствие активов в банках. Сегодня нет ни одного коммерческого банка, где можно взять кредит на год. Таких, как "Мотор Січ", в Украине около ста предприятий. Мне нужно каждый год $20 млн. Это округленно сто миллионов гривен. Пусть Виктор Ющенко назовет хоть один коммерческий банк, где можно взять на год кредит в 100 миллионов гривен. А ведь это я говорю про одно предприятие. А если сто предприятий -- значит, нужно иметь 11 миллиардов гривен в активах банков, чтобы сто предприятий таких, как мы, взяли нормальный кредит для работы. Как ни печально, банковская система в Украине загублена.

Обратите внимание: есть кредитно-денежная система, а есть кредитно-финансовая. Первая -- это взаимоотношения банка с клиентами. А вторая -- та, которая должна в стране существовать. Мы ведь кредитуем армию, кредитуем милицию, в то же время мы должны иметь какие-то льготные кредиты за то, что наши технологии -- прорывные. Этого, разумеется, нет. Нацбанк этим заниматься не будет. Значит, надо было раньше создать такую кредитно-финансовую систему, которая бы обеспечила прорывные технологии льготным кредитованием. Или под государственные, правительственные гарантии. Мы надеялись, когда Виктор Ющенко пришел в Кабмин, что уж он-то по крайней мере специалист, будет нам помогать...

Или, например, наши страшные налоги. Скажем, бесспорный факт -- нужно повышать зарплату. Но сегодня я, начисляя заработную плату, 30% должен отдать государству. То есть, получается, меня же государство и штрафует за то, что я выплачиваю зарплату трудящимся.

И СНОВА О РЫНКАХ

-- Так все же, покупают наши самолеты или нет? Ведь строим же их для кого-то?

-- У нашей авиапромышленности сложившийся рынок. Это прежде всего страны Юго-Восточной Азии: Китай, Индия, островные государства. Кроме того, Ближний Восток: Иран, Ирак, Ливия. Ну, и еще Россия и страны постсоветского пространства. Самое главное -- у нас во многих перечисленных странах хорошая периферия, то есть там налажено обслуживание наших самолетов. Кроме того, там действуют наши же стандарты. В Европе, кстати, действуют другие -- нам еще и поэтому трудно пробиваться на их рынки. Впрочем, все нужно переделывать. Хотя пока "Мотор Січ" работает в 92 странах. А в этом году выходит на 105. У завода, например, есть офисы в Бразилии и Аргентине. Мы успешно и там работаем. Но -- нет дипломатической поддержки. А ведь так не должно быть.

При посольствах сегодня нет торговых миссий. Послы у нас -- "чистенькие ласточки". А должны быть "рабочими волами". Они должны каждую делегацию встречать, провожать, давать полную информацию по стране, советовать, с какой фирмой работать, а с какой -- нет. Нашего производителя нужно защищать за рубежом. Лоббирование должно быть не только в собственном парламенте и правительстве. Должны лоббироваться наши интересы и в соседних странах.

Необходимо создавать совместные предприятия. А значит, законодательная база по финансово-промышленным группам должна быть единой. А ее нет. У нас свой закон -- за рубежом свой, они не стыкуются. Какие СП при таких условиях? Но -- это задача правительства или моя?

-- Неужели все так беспросветно? Или все же есть свет в конце туннеля, Вячеслав Александрович?

-- Думаю, надо надеяться на собственные силы, а не на пресловутую западную финансовую поддержку. Резервы у нас есть, потенциал, особенно научный, колоссальный. Несмотря на "утечку мозгов" и прочие разнообразные "грабли", на которые все не устаем наступать.